Учились понемногу…

17 дипломов, аттестатов и других документов на получение образования не подтвердили свою подлинность в Алматы

Об этом на пресс-конфе­ренции в Регио­нальной службе коммуникаций города сообщила руководитель Департамента по контролю в сфере образования города Алматы Гульнара Ермекбаева.
– С 19 июня прошлого года Департамент по контролю в сфере образования (ДКСО) Алматы начал официально оказывать такую госуслугу, как апостилирование документов об образовании, то есть подтверждение оригиналов таких документов, как дипломы, приложение к ним, аттестаты и т. д. С этого времени были выявлены случаи фальсификации официальных документов. Среди них неподтвержденные дипломы таких вузов, как университет Нархоз, КазНУ им. Аль-Фараби, академия спорта и туризма, и других. Фальсифицированные документы переданы в ДВД Алматы для дальнейшего рассмотрения. Причины неподтверждения документов могут быть разные. Дипломы и аттестаты об образовании могли купить с рук на улице. С другой стороны, возможен и другой вариант: закрыли вуз, и документ удален из архива.
На первое полугодие этого года запланирована выборочная проверка 60 организаций образования, в том числе 28 дошкольных учреждений, 25 школ и семь организаций ТиПО. На сегодняшний день выборочную проверку прошли 16 организаций образования. В восьми из них выявлены нарушения, за что наложен административный штраф на общую сумму 312 650 тенге.
Департамент также осуществляет внеплановые проверки по обращениям физических и юридических лиц. По их итогам возбуждено 11 адмдел. Наложен штраф в размере 135 МРП на общую сумму 306 315 тенге. Было приостановлено действие лицензии социально-гуманитарного колледжа при Центрально-Азиатском университете.
– Так, к нам поступила жалоба от родителей на качество обучения в данном колледже английскому языку, – пояснил главный специалист отдела внешней оценки качества образования департамента Бахтияр Усенов. – Выяснилось, что предмет преподавал человек, который не имел для этого специального образования. При проверке документов, в том числе строгой отчетности, было выяснено, что данный преподаватель не соблюдает предписанные учебные программы, вследствие чего ученики получают плохие знания. На колледж был не только наложен штраф, но он был лишен и лицензии. Через два месяца мы провели повторную выборочную проверку, и так как данный преподаватель был заменен на другого – грамотного учителя, действие лицензии в учебном заведении сейчас возоб­новлено.
По словам главного специалиста, обычно родители жалуются в департамент на неправильное выставление итоговых оценок, несоответствующее отношение к их детям, отсутствие преподавателей и материально-технической базы.
– Основные проблемы наших школ – слабая преподавательская база, – говорит Бахтияр Сметович. – При приеме на работу педагогов руководители учебных заведений не придерживаются квалификационных требований, которые должны применяться по нормативам. Кроме того, в школах происходит замена предметов, которые должны быть по госстандарту, на такие популярные, как английский язык или второй иностранный. Основными нарушениями является несоответствие базового образования педагога, преподающего предмет. Встречаются факты, когда учитель физики преподает информатику, или педагог по русскому языку обучает детей технологии. Сегодня наши вузы в полной мере не готовят специалистов для дошкольных организаций. В связи с этим в детсады привлекаются учителя начальных школ, обычные педагоги, что тоже является нарушением. В этом случае учитель должен пройти переподготовку либо уйти из дошкольного учреждения.
Наталья ВЕРЖБИЦКАЯ