Учёт активов государства

Фундаментальные изменения в мировой экономике, связанные с ее глобализацией, потребовали унификации принципов составления финансовой отчетности, для того чтобы она была понятна, сравнима, надежна и достоверна, то есть обеспечила бы общую сопоставимость финансовой отчетности разных стран и разных форм собственности.

В настоящее время государственные учреждения регулируются нормативными правовыми актами, основанными на МСФООС, субъекты квазигосударственного сектора – МСФО, при этом основные принципы и методы учета и отчетности активов единообразны. Цель учета и контроля активов заключается не только в предоставлении информации для принятия управленческих решений, но и в том, чтобы организация отчиталась за вверенные ей ресурсы и обеспечила всех заинтересованных лиц полной и достоверной информацией о ее финансовом положении.
Согласно законодательству Республики Казахстан активы – это ресурсы, контролируемые организацией в результате прошлых событий, которые способны в будущем обеспечить экономическую выгоду или сервисный потенциал. При этом под понятием «активы государства» понимаются имущественные и неимущественные блага и права, имеющие стоимостную оценку, полученные в государственную собственность в результате прошлых операций или событий.
Будущие экономические выгоды, заключенные в активе, могут поступать различными путями. Актив может быть использован отдельно или в сочетании с другими активами при производстве товаров и оказании услуг, обменен на другие активы, использован для погашения обязательства. Активы, которые используются для производства товаров и оказания услуг, но непосредственно не обеспечивают чистых поступлений денежных средств, обозначают как сервисный потенциал.
Активы подразделятся на две основные группы: краткосрочные и долгосрочные. Актив классифицируется как оборотный (краткосрочный), в случае, если он соответствует любым из следующих критериев:
– предполагается его реализация или продажа или он предназначен для потребления в ходе нормального операционного цикла;
– он предназначен в основном для целей торговли;
– предполагается его реализация в течение 12 месяцев после отчетной даты или это денежные средства или денежные эквиваленты, если только его обмен или использование для расчета по обязательству не запрещено, по крайней мере, на 12 месяцев после отчетной даты.
Все прочие активы классифицируются как долгосрочные (внеоборотные).
Статья, отвечающая определению элемента финансовой отчетности, признается как актив, если:
1) существует вероятность того, что любая будущая экономическая выгода или сервисный потенциал, связанные со статьей, будут получены;
2) фактические затраты на приобретение или стоимость объекта надежно измеряются.
К активам относятся:
– денежные средства и их эквиваленты;
– финансовые инвестиции, в том числе инвестиции в субъекты квазигосударственного сектора;
– дебиторская задолженность;
– запасы;
– основные средства;
– инвестиционная недвижимость;
– нематериальные активы;
– биологические активы;
– прочие активы (авансы выданные, расходы будущих периодов и прочие).
В соответствии с Правилами ведения бухгалтерского учета, как для государственных учреждений, так и для субъектов квазигосударственного сектора, организации первоначально признают актив по его фактической себестоимости при соблюдении концептуальных критериев признания актива. Где фактической себестоимостью выступают все первоначальные понесенные организацией затраты, связанные с приобретением актива, с доведением его до местонахождения по его назначению и приведения его в состояние готовности. Последующий учет активов определяется из двух альтернативных методов учета и определяется учетной политикой организации. Альтернатива определяется исходя из потребностей организации и дальнейших целей использования актива, то есть учет ведется либо по фактической стоимости за вычетом амортизации и убытков от обесценения, либо по переоцененной стоимости или справедливой стоимости. На сегодняшний день метод по переоцененной стоимости в государственных учреждениях не применяется. Имеются различия в порядке расчета и отражения учета по переоцененной стоимости и справедливой стоимости. Так, результат переоценки стоимости активов по методу переоцененной стоимости отражается в капитале, тогда как результат изменения справедливой стоимости отражается в доходах и расходах. Но в том и другом случае стоимость актива в результате ее изменения может увеличиваться и может уменьшаться.
Кроме того, положения Правил ведения бухгалтерского учета требуют отображения операций по ремонту активов, который подразделяется на текущий и капитальный. Затраты по текущему ремонту активов отражаются в качестве расходов периода, в котором они произведены, затраты по капитальному ремонту включаются в стоимость актива и тем самым увеличивают балансовую стоимость актива на сумму произведенного ремонта.
Все активы с течением времени подвержены физическому или моральному износу (амортизации). Амортизация активов, подверженных амортизации, осуществляется на ежемесячной основе. Разница в учете и начислении амортизации активов государственных учреждений и субъектов квазигосударственного сектора заключается лишь в том, что амортизация активов государственных учреждений осуществляется по нормам, утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан. Методы амортизации государственных учреждений соответственно утверждаются единой учетной политикой учреждений на текущий год. В субъектах квазигосударственного сектора нормы и методы определяются организацией самостоятельно и утверждаются учетной политикой организации по согласованию с уполномоченным органом данной организации.
С целью контроля и учета активов на ежегодной основе не реже одного раза в год организациями всех форм производится инвентаризация активов для последующего планирования закупа активов, тестирования активов на предмет обесценения, пересмотра экономического и полезного срока дальнейшей их эксплуатации.
Порядок выбытия и списания активов государственных учреждений и субъектов квазигосударственного сектора аналогичен. Списание и выбытие активов осуществляется тогда, когда от актива более не ожидается получение каких-либо выгод. Однако и те и другие правила списания требует соответствующего согласования и выполнения определенных процедур и оформления документации.
Законодательство Республики Казахстан требует оформления всех операций с активами первичными документами, в связи с чем и для государственных учреждений, и для субъектов квазигосударственного сектора утверждены отдельные альбомы форм учетной документации.
В целом учет активов требует постоянного мониторинга и тщательного контроля за их поступлением, перемещением и выбытием, что в свою очередь позволяет эффективно использовать основные и оборотные средства организации, тем самым увеличивая положительный результат финансово-хозяйственной деятельности организации и в целом ее рентабельности.
Нариман Ботанов,
заместитель руководителя Департамента внутреннего государственного аудита по г. Алматы