Улучшение рейтинга Индекса глобальной конкурентоспособности по версии ВЭФ

Действующий Закон «Об административных процедурах» от 27 ноября 2000 года содержит отдельные общие положения, не оказывающие существенного влияния на административную практику. В результате регламинтирование административных процедур зачастую осуществляется различными отраслевыми законами и принятыми в их исполнение подзаконными нормативными правовыми актами.
В новом проекте Закона «Об административных процедурах» недостатки устранены, и он, по сути, является концептуально иным, хотя и содержит в себе ряд положений действующего закона.
Законопроект действует в отношении всех административных процедур. В то же время особенности отдельных административных процедур (детализация сроков, специфики рассмотрения тех или иных вопросов различными госорганами) будут так же, как и сегодня, регулироваться отраслевыми законами.
Важно отметить, что важным элементом развития административной юстиции должно стать принятие Административного процессуального кодекса.
На сегодняшний день публично-правовые споры частных лиц с органами власти разрешаются в соотвествии с главой 27 «Производство по делам об оспаривании решений и действий или бездействия органов государственной власти, местного самоуправления, общественных обьединений, организаций, должностных лиц и государственных служащих»
Гражданского процессуального кодекса. Вместе с тем если для гражданско-правовых отношений характерно юридическое равенство сторон состязательность процесса, то административно-правовые отношения характеризуются юридическим неравенством сторон. В целях выравнивания этого неравенства сторон в административном производстве действует так называемый принцип виновности государственного органа, а это означает, что заявитель жалобы освобождается от обязанности доказывать противоправность, незаконность обжалуемого акта. Соответственно, закрепляется более активная позиция суда по собиранию доказательств. Судья должен обязать администрацию предоставить обоснование ее действий, истребовать материалы и иные доказательства. В данном случае судья выступает не только арбитром, но и в определенной степени помощником граждан в споре с администрацией.
В связи с этим на сегодняшний день Верховным судом разработан проект Административного процессуального кодекса, основной целью которого является обеспечение эффективной судебной защиты прав, свобод и законных интересов граждан, дальнейшее совершенствование судопроизводства в Республике Казахстан.
В целом принятие указанных законопроектов и их качественное информационное сопровождение позволит в дальнейшем улучшить позиции по данному индикатору. Указанные поправки направлены на упрощение порядка пресечения очевидных правонарушений в сделках без прохождения судебных процедур, что в значительной степени сократит временные и материальные затраты сторон.
Садык Алаханов, ведущий специалист
Управления юстиции
Наурызбайского района г. Алматы