УМНЫЙ ГОРОД. Тимур и его команда

Подростковые кружки робототехники в Алматы впервые появились лишь в 2013 году. Для сравнения: в Германии дети начинают пробовать свои силы в данной области уже в дошкольных учреждениях. Трудно предположить, насколько Казахстан отстал в этом отношении от развитых стран мира – на 20 или, быть может, на 30 лет? Впрочем, как утверждают специалисты отрасли, при должном подходе отставание можно будет ликвидировать за три-четыре года. Наш корреспондент побывал на занятиях такого кружка в одной из школ города – как раз тогда, когда команда учебного заведения готовилась к выступлению на городских соревнованиях, организованных корпорацией «Шеврон».


Школа № 28 входит в число пятидесяти самых конкурентных школ Алматы. Кружок там появился совсем недавно, причем робототехникой увлеклись не ученики старших классов, а восьмиклассники. И уже добились ощутимых результатов. И удивляться тут нечему: энтузиазм у них бьет через край.

В ожидании, пока соберутся все члены команды, мы беседуем с куратором, представителем общественного фонда «Казахстанский институт управления проектами» Татьяной Бажовой.


– В этом году прошел чемпионат города среди школьников. Было около семидесяти участников. Это чудовищно мало. Ведь каждый второй-третий ребенок мог бы этим заниматься. В развитых странах робототехника – это уже давно будни самых обычных людей. И для того чтобы выявить самых талантливых детей, мы должны дать возможность попробовать себя в этой области всем. Сейчас средняя стоимость конструктора для робототехники уже около 200 тысяч тенге. Согласитесь, не всякий родитель может купить своему ребенку такую игрушку. Вы, насколько я поняла, пришли сюда, чтобы увидеть гениальных ребят, которые создают нечто совершенно особенное и оригинальное, а в стране еще даже не созданы условия, при которых такие молодые люди должны появляться. Впрочем, вы не ошиблись, пришли туда, куда нужно.
– Но из тех семидесяти, о которых вы упомянули, найдутся ли хотя бы пятеро или шестеро, которые способны сделать нечто знаковое?
– Такие ребята есть. Вот здесь сейчас собралась команда Тимура. На республиканских соревнованиях, когда он еще был в другой команде, с ним произошел такой случай: в жюри посчитали, что такую идею ребенок не мог самостоятельно придумать и реализовать. Но поймите, все международные чемпионаты проходят по единому принципу: ставится задача по созданию робота, который должен отвечать некоему минимуму условий. Тот робот, который наиболее полно отвечает такому минимуму, а в чем-то даже его и превосходит, побеждает. А самое главное, нужно понимать, что робототехника – дело не гениальных одиночек, а командное. Команды, участвующие в международных чемпионатах, достигают 60-70 человек. У каждого члена команды строго определенные обязанности. Чтобы развивать робототехнику, нужно чтобы кружки были в каждой школе, а на базе них нужно создавать мощные команды.
– Что для этого нужно?
– Прежде всего руководители кружков. Их катастрофически не хватает.
– А сколько вообще кружков в Алматы?
– Восемь-десять, не больше. Один кружок действует при библиотеке Бегалина, остальные все по школам. Совсем недавно открыли первый кружок робототехники на сложных контроллерах при колледже «Туран». Вообще, сейчас государство планирует внедрить такие кружки в Назарбаев интеллектуальных школах, потом, обобщив опыт, продвигать его уже во всех прочих школах.
Пока мы разговаривали, уже подошли сами кружковцы: нагруженные пакетами, сумками, в которых можно было заметить какие-то тележки, колеса, клешни и другую механику. Появился и руководитель кружка – президент общественного фонда «Казахстанский институт управления проектами» Владимир Затолокин.


– Владимир, когда еще только собирался на репортаж к вам, меня предупредили, что многие идеи робототехники, которые использует наша молодежь, – это плагиат, ворованные из Интернета идеи пятилетней давности. Это так?
– Дело не в том, ворованные или неворованные эти идеи и какой они давности. Может, даже двадцатилетней. Казахстан к этому пришел даже не вчера, а лишь сегодня, образно говоря. До ноября 2013 года в городе действовал лишь один кружок робототехники, который запустил «Шеврон» при библиотеке имени Бегалина. Но после послания Президента от 17 января 2014 года, когда он назвал робототехнику приоритетом номер один, ситуация стала выправляться. В ноябре 2015 года я написал предложение в городской акимат о проведении международных олимпиад по робототехнике. К процессу активно подключилось городское управление образования, на сегодняшний день мы уже провели четыре сессии чемпионатов Алматы, на которых выявили немало талантливых ребят и много заинтересованных руководителей учебных заведений города. В мае этого года, когда мы проводили весеннюю сессию в Фонде первого Президента, там не хватило места для того, чтобы расставить все проекты. Пришлось арендовать еще помещение в расположенном рядом лицее. Между прочим, в Германии треть детских садов входит в государственную программу «Дом маленького исследователя». Немецкие дети уже в четыре года начинают познавать законы физики и химии. У нас же только в Назарбаев интеллектуальные школы еще при их создании внесли предмет программирования роботов в уроки информатики. В остальных 7602 школах Казахстана понятие «робототехника» – это целина. В цивилизованном мире уже 15–20 лет идет процесс обучения школьников робототехнике с помощью конструкторов: детей объединяют в команды, ставят перед ними конкретные цели в рамках отпущенного бюджета, и они из одинаковых деталей собирают роботов, но все команды это делают по-разному – какие-то лучше, какие-то хуже.
– Татьяна мне жаловалась на отсутствие квалифицированных преподавателей робототехники.
– Правильно жаловалась. Робототехника помимо информационных технологий включает в себя системы управления, электронику, микроэлектронику, а также механику. Все это происходит на стыке различных наук: физики и математики, физики и информатики, физики и электроники. Весь мир сейчас получает результаты на междисциплинарных стыках: биологии и информатики, например. Таких специалистов у нас раз-два и обчелся. То есть совершенно необходимо их где-то готовить, нужны учителя учителей. Порой случается так, что учитель информатики не имеет понятия об электрическом токе! Самая совершенная система подготовки инженеров робототехники – в Южной Корее. Они запустили этот механизм еще 20 лет назад. В США считают, что Корея их в этом деле обгоняет. Где находится Казахстан в этом соревновании – сами понимаете. Но мы можем пройти этот путь в течение трех-пяти лет.
– Что можете сказать о ребятах?
– В городе не более 15 или 16 таких команд. Капитаном это команды стал Тимур Рыспеков. Вокруг него объединились пятеро его друзей. Все они учатся в одном из восьмых классов школы № 28. Сам Тимур, кстати, победитель городской олимпиады по информатике среди школ города. Обошел даже одиннадцатиклассников.


– Тимур, ваша роль в команде?
– Я капитан. Обучал ребят всему, что связано с конструированием и программированием. Я написал основную часть программы, а компоненты прописывали мои помощники. Учил ребят паять, клеить, подсоединять.
Тимур наскоро пытается мне рассказать о конструкции робота: мотор, шасси, шторка, литиевая батарея, сервопривод, датчики распознавания цвета, материнская плата устройства. Тем временем он еще успевает вносить изменения в программу собираемого робота.
– Тимур, куда будешь поступать после школы?
– В крупнейший университет.
– Какой – КБТУ, МУИТ? (Отрицательно качает головой в ответ.) За рубеж? Куда – Гарвард, Оксфорд? (Снова отрицательное покачивание.) Быть может, в Массачусетский технологический?
– Возможно.
– Да к тому времени, когда он окончит школу, эти университеты за ним в очередь выстроятся, – шутит Татьяна.
В аудитории появляются представители оператора проекта – университета МУИТ.
Заведующий лабораторией мехатроники и интеллектуальных систем Международного университета информационных технологий Нурлан Каримжан:
– Мы с ментором соревнований Санжаром Сейтжановым (он в лаборатории главный специалист по электронике и программированию) пришли сюда по просьбе ребят, чтобы их проконсультировать по правилам соревнований, по их проектам роботов. Соревнования проводятся среди школьников города, участвуют 16 команд. Тема соревнований – «Зеленый город». То есть команды должны представить по два прототипа робота для озеленения города: один с мануальным управлением, другой полностью автоматический. Робот с ручным управлением должен поставить корзины с удобрениями в лунки, а автоматический – заполнить корзины семенами, роль которых будут исполнять теннисные мячи. Планка задания для школьников поднята до уровня первых курсов университета. Эти ребята, когда поступят в университет, уже не будут тратить время на обучение, они будут творить.
– Санжар, на ваш взгляд, эти роботы какого уровня?
– Решения довольно стандартные. Не было возможности приобрести мощные моторы. Использовано то, что оказалось под рукой. Большинство команд использует клешни, то есть их роботы будут волочить груз. Было бы интереснее, если бы они применили захватывающие подъемные механизмы. Это ближе к реальности.
– А что происходит у вас в лаборатории? Есть что-либо действительно серьезное?
– Нами разработаны коммерческие роботы: «Арман» – это автоматизированный терминал для обслуживания населения в ЦОНах; «Шолпан» – это робот-гид, у него человекоподобное обличье, рост – метр шестьдесят, у него есть система распознавания лиц, его удобно использовать в музеях; «Барбот» – что-то вроде официанта.
Подхожу к одной из девушек, которая в данный момент занята меньше других.
– Расскажите мне о вашей команде.
– Команда называется RZ2KU. Это первые буквы фамилий участников. Причем на Z и на K у нас начинаются по две фамилии. Поэтому мы вставили в название цифру «2». Тимур – наш лидер и капитан. Он мозг нашей команды. Меня зовут Рамина Жабаева. Я финансовый директор. Нам отпущено «Шевроном» 200 тысяч тенге на двух роботов, и я слежу за тем, чтобы мы смогли уложиться в этот бюджет. Ксения Забаранилова – координатор команды. Саша Кох – техник. Санжар Кужтаев – помощник механика и программист. Рафаэль Узбеков – программист.
В заключение снова обращаюсь к Владимиру:
– Как рассчитываете выступить на соревнованиях?
– Насколько я знаю, среди команд есть четыре, которые могут нас обойти. Но я все-таки рассчитываю, что мы займем третье место.
– Успеха вам всем!
P. S. К сожалению, на прошедших
20 декабря соревнованиях на приз корпорации «Шеврон» команда Тимура не вошла даже в десятку – подвели недоработки в программировании. Но это не горе – их победы еще впереди.
Владимир ЧИСЛЕНСКИЙ
Фото автора