Усилить совместную профилактическую работу в борьбе с религиозным экстремизмом и терроризмом

Таков лейтмотив диалога участников круглого стола, организованного Центром мониторинга и анализа городского Управления внутренней политики.
На повестку дня специалисты вынесли два вопроса: последствия участия в объединениях псевдорелигиозной направленности и влияние деструктивных религиозных объединений на жизнедеятельность общества. Приветствуя собравшихся, заместитель директора Центра мониторинга и анализа Нурболат Айекешов обозначил основные направления государственной политики в сфере религии и деятельности центра. Вниманию присутствующих представили видеоматериал «Цена выбора» – о последствиях участия людей в псевдорелигиозных течениях.
Об основных признаках деструктивных течений и их влиянии на жизнедеятельность общества рассказал руководитель отдела по информационно разъяснительной и профилактической работе Турсын Кудайкулов.
– Сегодня религиозный экстремизм существует как объективный феномен, однако его сущность все еще не получила достаточно глубокого и полного отражения на уровне теоретического, философского познания, – говорит Турсын Кудайкулов. – Как показывает практика, под термином «религиозный экстремизм» понимается антигуманная деятельность, исходящая от такой религии, которая пропагандирует насилие. Однако, как отмечает ряд экспертов, этот термин концептуально противоречив: религия как социокультурное явление сама по себе не может нести агрессию. В обратном случае это уже не религия, а некое экстремистское течение, которое не должно называться религией. Этот вид экстремизма активно использует отдельные доктринальные положения религии. Отсюда и складывается впечатление, что экстремизм такого рода является религиозным. Бесспорно, религиозный экстремизм является достаточно редким явлением в чистом его виде, исключительно в религиозной сфере. В большинстве случаев под религиозным экстремизмом воспринимаются экстремистские явления, которые хоть и имеют связь с религией, но происходят в политической сфере общества.
Рассматривая религиозный экстремизм, необходимо вкратце остановиться также на таком понятии, как «фундаментализм». Фундаментализм и экстремизм взаимосвязаны. Второе есть следствие и развитие первого. В своих крайних формах религиозный фундаментализм вырождается в экстремизм. В этом смысле религиозный экстремизм – это как раз приверженность к крайним взглядам и мерам в стремлении переустройства мира в соответствии с религиозными фундаменталистскими взглядами. Как уже ранее было сказано, экстремизм – это жесткое отношение к «чужим». Но в этой интернациональности (направленности) религиозный экстремизм еще не переходит в форму открытого насилия. Однако именно экстремизм становится последней ступенью к возникновению терроризма.
Цель религиозного экстремизма – коренное реформирование существующей религиозной системы в целом или какого-либо значения ее компонента. Реализация этой цели связана с задачами глубокой трансформации сопряженных с религиозной системой социальных, правовых, политических, нравственных и других устоев общества.
Для религиозно-политического экстремизма характерно доминирование насильственных, силовых методов борьбы для достижения своих целей в политике. Религиозно-политический экстремизм может проявляться в виде сепаратизма, мотивированного или камуфлированного религиозными соображениями.
В свою очередь старший службы безопасности GNN SECURITY Нариман Жумабеков отметил актуальность совместной работы по профилактике религиозного экстремизма и терроризма. Он подчеркнул необходимость использования в работе видеоматериалов, основанных на практическом опыте людей. В процессе проведения профилактических мероприятий предложил более подробное рассмотрение вопросов о радикальных течениях и терроризме.
Его поддержал сотрудник Местной полицейской службы Ауэзовского района Тахир Иминов. Он также подчеркнул значимость профилактических мероприятий и совместной работы в современных реалиях. И пояснил, что сегодня мы боремся с отголосками несправедливости, классового неравенства, взяточничества, с которыми столкнулось простое население в конце 1990–2000-х годов, что в свою очередь создавало плодотворную почву для деятельности деструктивных религиозных течений.
Специалист Управления по делам религий по Ауэзовскому району Данияр Хамитжанов предложил совместными усилиями запланировать комплекс мероприятий для обеспечения более широкого охвата и эффективности проводимой работы.
В завершение встречи участники круглого стола обменялись контактными данными и материалами, используемыми в работе по профилактике религиозного экстремизма и терроризма. Также решено составить долгосрочный план совместной профилактической деятельности.
Виктория ИЗБИЦКАЯ