Устойчивое развитие

Подведены итоги городской программы развития устойчивого транспорта

Двухдневная международная практическая конференция «Устойчивый транспорт Алматы. Передаем опыт. Движемся дальше» объединила свыше 95 участников. Рассказать о своей работе и перенять наш опыт в данной области приехали представители Грузии, России, Беларуси, Австрии, Испании и других стран.

1 0005

Аким Алматы Бауыржан Байбек отметил важность устойчивого развития транспорта для благосостояния мегаполиса.
– Когда город перестает быть привлекательным для людей, не притягивает к себе молодых энергичных, умных специалистов, тогда он останавливается в своем развитии. Мы этого не хотим, поэтому вопрос устойчивого транспорта для нас очень важен, – сказал глава города.
Проект «Устойчивый транспорт Алматы» инициирован акиматом города, Программой развития ООН и Глобальным экологическим фондом в 2011 году с целью выработки решений для улучшения окружающей среды посредством продвижения устойчивого транспорта. Подводя итоги проекта, градоначальник подчеркнул, что сегодня в мегаполисе разработана комплексная схема организации дорожного движения до 2023 года, включающая в себя общие векторы направления развития транспорта, часть из которых уже реализована.

1 0004

Так, запущены выделенные полосы для общественного транспорта протяженностью 96 км, что увеличило среднюю скорость движения подвижного состава в 1,5 раза, а пассажиропоток на 30 процентов. Организовано одностороннее движение на улицах Курмангазы и Шевченко. Введение платных парковок позволило снизить нагрузку на улично-дорожную сеть и увеличить выплаты в бюджет в пять раз. Создан велокоридор от мкр. Орбита до Зеленого базара, в городе установлено 200 велостанций на 1730 велосипедов. Благодаря созданию рыночных отношений и выводу из тени доходов обновляется автобусный парк города, за счет бюджета и частными перевозчиками закуплено 675 новых автобусов разной вместимости. Реализуется проект BRT, ведется подготовка проекта ЛРТ, продолжается строительство линии метрополитена.
Аким отметил, что проводимые в городе реформы реализуются в соответствии с программой «Алматы-2020», принятой по принципу краудсорсинга после открытого обсуждения со всеми группами населения, экспертами, международными институтами, бизнесом, общественными организациями и другими.
– Очень важный аспект, как сказал наш Президент в Пяти институциональных реформах, – это новые взаимоотношения власти и населения, прозрачность и подотчетность. В нашей программе один из приоритетов называется «Город активных граждан». Мы гордимся тем, что алматинцы очень активные. Мы можем оперативно реагировать, опираемся на них, и горожане помогают нам в решении актуальных вопросов. Второй большой аспект, на который мы опираемся в своих реформах, – это стандарты ОЭСР, которые прописаны во всех ключевых документах нашей страны. Нам очень важно реализовать Национальную стратегию на местном уровне, чтобы это все декомпозировать в конкретных индикаторах и действиях. Ключевой вопрос и основной приоритет программы «Алматы-2020» – это экология. Все, что мы делаем, – транспортная реформа, создание пешеходных зон и велоинфраструктуры, введение платных парковок, выделенные полосы и обновление автобусного парка, перевод ТЭЦ на газ и запрет на строительство высоток южнее проспекта Аль-Фараби, все это направлено на улучшение экологии, – заключил Бауыржан Байбек.
Иностранные консультанты проекта отметили, что был проведен качественный анализ транспортной системы Алматы, получен необходимый опыт местными исполнителями, определен вектор дальнейшего развития. Для более успешного развития транспортной системы и в других городах необходимо создание национальной стратегии по улучшению общественного транспорта, совершенствование законодательства, а также решение вопросов подготовки кадров и внедрение новых технологий.
– Устойчивое развитие городов невозможно без развития транспортной системы. Транспортная реформа считается одной из самых сложных в любом мегаполисе. Важным достижением проекта ПРООН «Устойчивый транспорт» стала разработка КСОДД до 2023 года – этот документ предложил интегрированный подход к транспортному планированию, и сейчас мы видим положительные результаты в транспортной сфере Алматы. За последние годы интенсивность использования личного транспорта снизилась с 50% до 41% в пользу общественного транспорта, велосипедов и пешего передвижения. Я думаю, что опыт крупнейшего мегаполиса страны станет катализатором изменений по всему Казахстану, – сказала заместитель постоянного представителя ПРООН в Казахстане Мунхтуя Алтангерел.
В завершение встречи было предложено номинировать наш город на международную премию в области «Устойчивой мобильности».
Наталья ГЛУШАЕВА