В этом году в Казахстане ожидается продолжение роста авторынка на 15-20%

В Алматы представители Ассоциации Казахстанского автобизнеса (АКАБ) подвели итоги деятельности казахстанской автомобильной промышленности и рынка продаж автомобилей в прошлом году, а также  рассказали об ожидаемых тенденциях на 2018 год. 
 
По данным АКАБ, с марта 2017 года, отечественный авторитейл из месяца в месяц демонстрировал позитивную динамику. Силами официальных дилеров в минувшем году реализовано 49051 единиц легковых автомобилей, коммерческой техники и автобусов. Спрос на новые автомобили увеличился на 6.1%. 
 
 Восстановление рынка после падения продаж на протяжении 2014-2016 годов стало самым главным событием минувшего года. Он был успешным не только для импортеров, но и для производителей отечественных автомобилей. За 2017 год шесть казахстанских автозаводов произвели 19086 единиц техники (легковых, грузовых автомобилей и автобусов) на общую сумму 139,5 млрд. тенге. В натуральном выражении это втрое превышает результаты 2016 года. Каждый третий проданный в стране автомобиль, включая коммерческую технику, произведен в Казахстане. 
 По данным Комитета по статистике МНЭ РК, доля автопрома в машиностроении РК в денежном выражении выросла в два раза. Согласно прогнозам АКАБ, в 2018 году рост авторынка продолжится и составит 15-20%.  
 
Вице-президент АКАБ Анар Макашева сообщила, -Наша цель – достичь 50% локализации производства к концу 2019 года, по итогам 2017 года она доведена до 36%. Государство продолжит поддержку автопроизводителей посредством реализации действующих госпрограмм. Государство уже выделило порядка 10 млрд тенге на поддержку автопрома. 
 
Так же было отмечено, что ТОП-5 самых продаваемых в РК автомобилей в разрезе брендов по итогам года возглавила Toyota с результатом продаж 9267 автомобилей и долей рынка порядка 21% . Продажи Lexus составили 1175 автомобилей, для бренда на премиальном рынке составила 40,7%. 
По итогам 2017 года в ближнее и дальнее зарубежье экспортировано 1480 казахстанских автомобилей на сумму 5,8 млрд тенге; по сравнению с 2016 годом в 2017 году экспорт казахстанской автомобильной продукции вырос в четыре раза. 
 Одним из трендов, который сохранится в 2018 году, является перевод казахстанского автопарка на альтернативные виды топлива. Данная тенденция диктует необходимость развития инфраструктуры по обслуживанию электромобилей. По инициативе АКАБ осуществляется реализация соответствующего проекта, отметил генеральный директор Mercur Auto Канат Акишев. Но, прежде чем продавать электромобили, необходимо создать инфраструктуру по их обслуживанию, то есть зарядные станции. Актуальность этой проблемы выходит за рамки одного бренда или марки, и для ее решения необходимо объединить усилия всех дилеров, подчеркнул Канат Акишев. «Клиент, который в конечном итоге будет пользоваться электромобилем, должен уметь «заправить» его. Мы берем на себя задачу по созданию рабочих групп, потому что необходимость создания зарядных станций диктует сам рынок. 
В конце 2016 года в Казахстане стартовала программа по выкупу старых автомобилей, в рамках которой казахстанские автовладельцы смогут сдать на утилизацию свой старый автомобиль и получить денежную компенсацию, либо скидочный сертификат на покупку нового автомобиля казахстанского производства. Номинал сертификата, как и сумма денежной компенсации, зависит от категории сдаваемого автомобиля. Более подробно о данной программе рассказала Рыскуль Есдаулетова, руководитель отдела реализации проектов ВЭТС ТОО «Оператор РОП». Для реализации данной программы в Казахстане создано 17 пунктов накопления вышедших из эксплуатации транспортных средств. С начала действия программы оператором собрано порядка 8 тысяч автомобилей, на которые выдано соответствующее количество скидочных сертификатов, по ним приобретено более 3 тысяч автомобилей, произведенных в Казахстане. 
Юлия НИКОЛАЕВА