364.95  416.99 5.55

В режиме доступа

В общественном транспорте Алматы вскоре начнут объявлять остановки на английском языке наряду с казахским и русским – это еще один шаг для туристической доступности города

Нововведение коснется всех автобусов, осуществляющих маршрут по основным достопримечательностям города, и будет запущено до конца августа этого года. Кроме того, все наши автобусы и троллейбусы будут оснащены памятками на трех языках о правилах безопасности, информацией о маршруте и способах оплаты.
Об этих и других мерах поддержки в развитии туризма говорилось во время работы круглого стола «На пороге бизнес-возможностей в сфере туризма», организованного акиматом Алматы. В нем приняли участие представители Управления туризма и внешних связей Алматы, туркомпаний, туроператоры, инвесторы и рестораторы.
– Привлечение иностранных туристов требует комплексного подхода, в том числе активной работы по улучшению сервиса, – сказала директор ТИЦ Visit Almaty при Управлении туризма и внешних связей города Алматы Камила Лукпанова. – Сейчас в разработке программа гостеприимства по опыту Универсиады-2017. Запустить ее планируется до конца года. Это специальная программа, которая коснется всех, кто так или иначе встречает гостей, к примеру сотрудников аэропорта, ж/д и автовокзалов, кассиров и так далее.
Директор по маркетингу агентства Good Наталья Трегубова рассказала о результатах соцопроса и исследований, проведенных организацией в области туризма Алматы по заказу Информационного центра ТИЦ Visit Almaty.
– В исследованиях приняли участие казахстанские и международные туристы, – сообщила Наталья. – Мы проводили опрос в более чем 15 локациях города – аэропорте, вокзалах, в информационных точках Visit Almaty и в популярных достопримечательностях региона. Было взято интервью у 435 казахстанских и зарубежных туристов. Опросы продолжаются и по сей день, так как полный портрет туриста может быть сформирован по завершении четырех сезонов. Например, весной к нам приезжают любители активного отдыха, летом – семьи, осень обычно привлекает бизнес-туристов, а зима – горнолыжных спортсменов.
По словам Натальи, сегодня вклад туризма в ВВП поставляет 1,8 процента, в то время как для успешного развития отрасли должно быть 8 процентов. Это потребует увеличения доли иностранных туристов до 40 процентов, в то время как в данное время это порядка 20–25 процентов. Сегодня Казахстан отстает от Грузии и Армении в размере общего вклада туризма в ВВП из-за отсутствия возможностей потратить деньги как следствия неразвитой и теневой туристической инфраструктуры.
Опрошенные туристы жаловались на недоступность желаемых объектов в связи с транспортными проблемами и недостаток информации о музеях, городе, ценах, пеших маршрутах, событиях, традициях, недостаточно хороших карт. Поэтому прикзжик проводят больше времени в мегаполисе, а не в горах и на природе, как планировали ранее. Приезжие сталкиваются с проблемой «последней мили», то есть не могут найти проводника, надежное тур­агентство и такси. В отношении городского транспорта недовольство возникает в связи с непонятным временем движения. Также есть потребность в проездных на неделю, как это практикуется во многих развитых странах. Есть проблемы с информацией на английском языке.
По мнению реципиентов, в городе мало достопримечательностей, фестивалей и особенностей, которые бы привлекали туристов, каким, к примеру, был знаменитый алматинский апорт. Поэтому первоочередной задачей должно стать увеличение систем букинг-туров в онлайн-системе, в том числе и международных. Нужны рестораны с национальной казахской кухней, едой халяль. Иностранцы хотят получить более интересные экотурпакеты, во время которых посещать аулы, жить не в гостиницах, а в комфортно обустроенных юртах.
По мнению Трегубовой, сейчас нет точной информации о количестве туристов, въезжающих в Алматы, а также о целях их прибытия. Требует корректировки система учета потока туристов, целей приезда, их расходов, загруженности мест размещения и туристических объектов.
Приезжим должно быть легко добраться из аэропорта как в одиночку, так и с турагентством за справедливую, возможно, фиксированную сумму с надлежащим уровнем сервиса. Должно быть достаточное количество общественных туалетов, мест для отдыха, быстрого питания, смотровых площадок, а также сувенирных лавок.
– В ближайшие три года к нам больше всего будет приезжать туристов из Астаны, Карагандинской, Жамбылской, Южно-Казахстанской, Актюбинской, Атырауской и Мангистауской областей, – говорит Наталья. – Для них поездка в Алматы – глоток свежего воздуха, возможность вырваться из повседневности и оказаться там, где всегда весело и интересно, желание получить свежие впечатления. Если говорить об иностранцах, то это жители России, стран Европы. Как правило, это опытные туристы, которые уже посетили основные мировые курорты и предпочитают активный отдых, ищут что-то новое, чего не видели раньше, и готовы погрузиться в местную культуру в обычном ритме его жителей. Если зарубежные туристы выбирают Алматы за первозданную природу, то казахстанцы – за кардинально отличающуюся от их города обстановку, начиная от погоды и заканчивая развлечениями. Также у 35% казахстанцев есть родственники и друзья в Алматы, и это также становится причиной приехать сюда. Туристы уже сформировали определенный образ Алматы и желаемые турпродукты. Однако сейчас они не могут в полной мере их потребить ввиду их физической и информационной недоступности. На текущем этапе нужны полноценные туристические пакеты, рассчитанные на пять-шесть дней пребывания в Алматы.
– HORECA (поставщики продуктов питания, напитков, оборудования для кафе и ресторанов Алматы. – Прим. ред.) вывел форматы, которые наиболее востребованы в нашем регионе, – добавила Лукпанова. – Сюда относятся отели категории трех звезд, хостелы, гостевые дома, а также этнопроекты. Кроме того, нам необходимо развивать два вида аутентичной сувенирной продукции – гастрономическую и практичную, разработать интересные предложения от упаковки до мерчандайзинга. Под гастрономической мы подразумеваем еду, которая производится в нашей местности или ассоциируется с Казахстаном, а под практичной – одежду, аксессуары, посуду и другое.
Круглый стол также затронул темы поддержки бизнеса со стороны государства. Сегодня у нас действует программа массового предпринимательства. Ставка вознаграждения – шесть процентов. Это самая низкая ставка, которая имеется в сфере кредитования в Казахстане. Максимальная сумма здесь 19 миллионов 240 тысяч тенге, то есть восемь тысяч МРП. По инвестиционным займам: заем рассчитан на пять лет, на пополнение оборотных средств дается до трех лет. Уникальность программы заключается в том, что она предназначена для всех сфер деятельности, но только для стартап-проектов, то есть срок регистрации компании не должен превышать трех лет. Это дает возможность начинающим предпринимателям открыть кафе, сувенирную лавку, туристическое агентство, мини-гостиницу или хостел.
А вот уже вставшие на ноги предприниматели могут воспользоваться программой «Жибек жолы», где ставка вознаграждения семь процентов. Максимальная сумма по ней составляет 180 миллионов тенге. Программой, в частности, воспользовалась компания AB Restaurants.

4 001

 

Наталья Вержбицкая