В зоне особого внимания

Алматинские бизнесмены в недоумении: у полиции появился новый повод выписать им штраф – за неподготовку к возможному теракту

5 03

Алматинские бизнесмены в недоумении: у полиции появился новый повод выписать им штраф – за неподготовку к возможному теракту. «Вечерка» попыталась разобраться: всем ли предпринимателям придется раскошелиться на укрепление обороны, что конкретно проверяют ревизоры и чем грозит непослушание

Строго по списку
Вот уже второй месяц инспекция так называемых уязвимых объектов ведется практически ежедневно. Новость о старте тотальной антитеррор­проверки спокойно восприняло руководство разве что крупных предприятий с усиленной системой безопасности, а вот многих владельцев малого и среднего бизнеса она вогнала в ступор. В распространенном сообщении оговаривалось, что инспектированию подлежат только крупные объекты, но тогда неясно, почему в пункте о санкциях упомянута категория МСБ. Как владельцу магазина или столовой узнать, касаются ли новые требования и внушительный штраф именно его? Каковы критерии уязвимости, или привлекательности для террористов? У правоохранительных органов есть четкая градация на этот счет.

5 01

– Уязвимый в террористическом отношении объект (УТО) – это объект, потенциально подверженный угрозе террористического акта. Определены четыре категории: особо важные государственные объекты, стратегические, опасные производственные и объекты массового скопления людей, – рассказал заместитель начальника отдела по борьбе с экстремизмом ДВД Алматы, подполковник Елдос Айдаров. – По перечню, утвержденному акимом Алматы в прошлом году, объектов УТО по городу сейчас 1570. Задача стоит – проверять их не реже одного раза в год, в районах созданы рабочие подгруппы.
Пока внимание сфокусировано только на объектах массового скопления людей, требования к которым вступили в силу с 1 июля прошлого года. По отношению к категориям особо важных государственных, стратегических, опасных производственных объектов данные требования будут действовать с 1 января 2017 года. Объекты массового скопления людей – это торговые и торгово­-развлекательные центры, супермаркеты и торговые дома площадью от 500 квадратных метров. Пункты общественного питания – кафе и рестораны от 100 и более посадочных мест. Сюда же относятся концертные залы, включающие прилегающую территорию с возможностью одновременного пребывания более 200 человек. Это еще и спортивные сооружения – Дворец спорта, стадионы, спортзалы, фитнес-­центры одновременной вмещаемостью от 200 человек. Также развлекательные сооружения, объекты транспортной инфраструктуры, иные публичные сооружения – мечети, соборы, церкви, музеи. Кроме того, организации образования и здравоохранения, где одновременно могут находиться от 200 человек. Относится сюда и туристская инфраструктура – отели, гостиницы. Объекты массового скопления делятся на две группы в зависимости от площади и загруженности.

С МСБ – сложнее
Свыше полутора тысяч уязвимых по критериям безопасности городских объектов – цифра далеко не окончательная, признаются сами специалисты, а потому, полагают они, перечень будет расширяться. Пополнить список предстоит новым точкам того самого МСБ, меньше всех сейчас понимающего, чего на этот раз от него хотят и почему снова зарятся на его кассу. Но тут уж ничего не поделать – повышенную ответственность накладывает размах собственного аппетита. Вот только укреплять баррикаду нужно не по своему усмотрению, а по строгим стандартам, о которых хозяин самого обычного кафе наверняка не в курсе. Но ведь незнание закона не освобождает от ответственности.
– С крупным бизнесом проще, а вот владельцы средних и малых предприятий чаще всего не осведомлены. Многие руководители даже не знают, что их предприятия включены в перечень. Хотя речь об этом ведется с 2013 года – с того момента начали собирать паспорта объектов, – добавил подполковник полиции. – Руководитель в любом случае должен знать, что его
объект является уязвимым в террористическом отношении, так как ранее он утверждал его паспорт и предоставлял один экземпляр в территориальное УВД.

Учебная тревога
Так что же конкретно интересует ревизоров, которым поручено оценить способность вашего заведения противостоять возможной атаке? Пункты проверочного листа различаются в зависимости от категорий объектов УТО, намного жестче требования к первым трем. Да и с мест массового скопления, в частности с объектов торговли, спросят намного меньше, если площадь не превышает 2000 квадратов. Здесь только проверят наличие паспорта объекта и его соответствие требованиям, систему видеонаблюдения и выяснят, проводятся ли в заведении профилактические и учебные мероприятия по антитеррористической защите. А вот по охранной сигнализации, системам оповещения, а также контроля управления доступом вопросы будут к более крупным заведениям.
– Под мероприятиями подразумевается работа с персоналом по обнаружению и выявлению возможных мест закладки взрывных устройств. Руководители объектов УТО должны требовать в охранных организациях проведения таких мероприятий со своими сотрудниками. Они должны делать запросы в госорганы, учебные центры по предоставлению методических рекомендаций. Большинство компаний входят в Ассоциацию охранных организаций, где есть уже разработанные материалы. Есть материалы, которые можем предоставить мы, антитеррористический центр ДКНБ, ДЧС, – пояснил Елдос Айдаров.

Незоркое око
Все потенциальные террористические мишени оценят на пригодность системы видеонаблюдения – самую больную точку, как показали первые проверки. Именно с техническими характеристиками камер связано большинство зафиксированных нарушений. По нормам антитеррор­защиты, видеоконтроль никуда не годится, если срок хранения информации составляет менее 30 суток, да и территория объекта должна быть охвачена максимально широко. Строгие требования предъявляются и к качеству изображения. Каким образом будет решен вопрос – новой картой памяти или заменой оборудования, закон это не волнует. На выполнение предписания у руководителя объекта есть 30 суток.
Претензии по системе видеонаблюдения у сотрудников ДВД вызвали проверки на ж/д вокзалах, станциях метро и в ТРЦ Mega Alma­-Ata. Однако в целом последний объект члены рабочей группы ставят в положительный пример конкурентам торгового центра. К слову, о предстоящей проверке, как сообщили в департаменте коммуникаций Mega Center Management, администрация ТРЦ предупреждена не была, в то время как органы заверяют, что предупреждают о визите рабочей группы за один-два дня. Более того, о планируемой проверке стараются оповещать первых руководителей, в крайнем случае – выходят на замещающих лиц. Но и предупрежденные, что особенно характерно для малого и среднего бизнеса, далеко не всегда оказываются вооруженными, и даже больше – реакция на визит бывает неоднозначной. Законопослушные предприниматели сомневаются в честности ревизоров, не зная одного важного нюанса.
– В целом реакция нормальная, но, хоть и редко, бывают возмущения. Мол, не дали возможности подготовиться, – отметил замначальника отдела. – Другая причина – тот факт, что проверка на антитеррористическую защищенность не имеет регистрации в прокуратуре. Многие руководители недоумевают, но у нас есть разъяснение от генеральной прокуратуры о том, что данный вид проверки действительно не подлежит регистрации.
Антитеррористическая проверка уже вынесла вердикт не только нескольким торговым центрам и точкам МСБ, транспортным объектам, но и крупным гостиницам и отелям города. Логично было бы предположить, что к уязвимым приравнены также жилые комплексы, да и обычные многоэтажки – по сути, одинаково многолюдные объекты, как и гостиницы. Однако многоквартирные жилые дома, где трагедия может обернуться десятками жертв, в списке террористических предпочтений пока не значатся. В законе это не прописано, говорят стражи порядка.
Впрочем, сама по себе закрепленность в каком бы то ни было списке еще не гарантирует контроля безопасности. Взять для примера городские школы – в них нет специализированной охраны, да и с нововведенными проверками школьным инспекторам вряд ли придет подмога. Несмотря на то что уже почти все школы, сообщили в полиции, оборудованы системой видеонаблюдения, самих камер недостаточно, а в имеющиеся объективы, по данным недавних проверок, попадает далеко не вся территория. Вопрос о том, когда всем школам хотя бы в одной графе поставят твердые пятерки, остается открытым.

5 02

Цена небезопасности
Согласно статье № 149 Кодекса об административных правонарушениях РК «Неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению антитеррористической защиты и соблюдению должного уровня безопасности объекта, уязвимого в террористическом отношении», предусмотрены следующие штрафы:
 для физических и должностных лиц – до 100 МРП (212 100 тенге);
 для субъектов малого предпринимательства или некоммерческой организации – до 200 МРП (424 200 тенге);
 для субъектов среднего предпринимательства – до 300 МРП (636 300 тенге);
 для субъектов крупного предпринимательства – до 500 МРП
(1 060 500 тенге).
При повторном нарушении в течение года после наложения административного взыскания размеры штрафов увеличиваются на 100, 100, 200 и 500 МРП соответственно.
Требования, предъявляемые к объектам УТО, опубликованы в постановлении Правительства РК от 3 апреля 2015 года № 191 «Об утверждении требований к системе антитеррористической защиты объектов, уязвимых в террористическом отношении».
Марина ПЕСТРЯКОВА