Великий шёлковый тур

Умный город

5 001

Не только главной экономической артерией, но и центром притяжения туристов со всего мира способен стать возрожденный Великий шелковый путь. Как совместными усилиями сделать историческое наследие туристским брендом номер один, обсудили эксперты международной конференции «1000 лет Алматы на Шелковом пути и перспективы развития туризма в регионе».

Новым взглядом на туристский потенциал мегаполиса поделились крупные эксперты в области создания межрегиональных турпродуктов с представителями отечественного рынка. Потенциал, как подчеркнули специалисты, не ограничивающийся природными богатствами и набором стандартных составляющих индустрии гостеприимства. Турист стал еще более взыскательным, но интересы его изменились. Привлечь иностранного гостя, заставить его потратить здесь деньги и убедить вернуться снова теперь больше под силу историческому наследию. Вот почему перекрестки Великого шелкового пути, убеждены специалисты, станут самыми востребованными маршрутами культурного или археологического туризма, что для Казахстана понятие еще относительно новое.

Взаимовыгодный транзит
taufikov rtРазвитие туризма в Алматинском регионе, как отметил заместитель акима города Румиль Тауфиков, открывая конференцию, – объективная необходимость. На роль туристского хаба в регионе Центральной Азии Алматы позволяет рассчитывать выгодное географическое расположение, приносящее значительные экономические и социальные дивиденды.
– Туристская отрасль эффективна в отношении создания новых рабочих мест и диверсификации экономики. Алматы приносит стране 25 процентов всех доходов от туризма. Наш город посещает каждый второй иностранный турист, – сказал Румиль Тауфиков. – За прошлый год гостиницами и отелями мегаполиса было обслужено более 300 тысяч иностранных гостей. На зимнюю Универсиаду-2017 мы ожидаем приезда свыше 30 тысяч туристов. В распоряжении гостей Алматы около 2000 кафе, ресторанов и баров. В городе функционирует более 130 отелей, гостиниц и туристских баз, которые обеспечивают занятостью около 5000 человек, не считая сезонных работников. Важно отметить, что через Алматы проходил один из отрезков Великого шелкового пути, соединявшего восток и запад, север и юг Евразии, и этим фактом современная туристская отрасль должна воспользоваться.
Важную роль сферы туризма в современной индустрии услуг и ее несравнимую с другими отраслями экономики скорость роста подчеркивает и китайская сторона. Казахстанские партнеры по проекту возрождения Великого шелкового пути считают, что межгосударственная кооперация станет главной движущей силой в превращении перекрестка цивилизаций в крупную туристскую дестинацию. Серьезным подспорьем в работе, большую часть которой только предстоит сделать, станут три проекта 2017 года – международная выставка EXPO, Всемирная зимняя универсиада и Год китайского туризма в Казахстане. Еще в прошлом году стороны заявили о намерении упростить визовый режим в преддверии важных событий.
5 002– Страны, по территории которых проходил Великий шелковый путь, имеющий более чем 2000-летнюю историю, совместными усилиями способствуют процессу его всестороннего возрождения. Сотрудничество в области туризма между Китаем и Центральной Азией играет важную роль в строительстве экономического пояса Великого шелкового пути. Наши страны связывают географическая близость, сходство культур, наша дружба уходит корнями в глубокую древность. Правительство Китая придает большое значение и сотрудничеству в отрасли туризма, считая, что для ее развития имеется огромный потенциал, – акцентировал внимание генеральный консул КНР в Алматы Чжан Вэй. – Географическая и логистическая взаимодополняемость ресурсов в этом сотрудничестве дает очевидные преимущества. В приграничном с Казахстаном Синьцзян-Уйгурском автономном районе КНР прилагаются все усилия для строительства пяти центров на экономическом поясе Шелкового пути, а именно – центров системы транспортного сообщения и логистики, финансов, культуры, науки, медицинского обслуживания. Китайская земледельческая цивилизация и буддийская культура, центральноазиатская кочевая и мусульманская культура, являясь главными турпродуктами, могут удовлетворить интересы и потребности всех туристов.

Яблок и зрелищ – китайскому туристу
Китайский турист – самый желанный турист во всем мире, ведь уж на чем, а на отдыхе он не экономит и даже тратит больше всех. Как показали последние исследования Oxford Economics, путешественники из Поднебесной менее чем через десять лет будут тратить на зарубежные поездки больше, чем британцы, немцы и французы вместе взятые. К 2025 году, по прогнозам экспертов, доходы турсектора от китайских граждан увеличатся не менее чем на 86 процентов в сравнении с уровнем 2015 года. В прошлом году щедрые туристы из КНР в общей сложности на путешествия потратили почти 300 миллиардов долларов во всем мире. Германия для сравнения, которая еще совсем недавно была на первой строчке рейтинга, сейчас тратит всего 79 миллиардов. Самое интересное, что больше половины отпускного бюджета китайцы откладывают на шопинг.
Все ресурсы и возможности для привлечения самого жадного до новых впечатлений туриста, не сомневается исполнительный директор Палаты туризма КНР, есть и у Алматинского региона. Почетный председатель Китайской генеральной торговой палаты и Ассоциации китайских импортеров и экспортеров Питер Вонг занимается возрождением Великого шелкового пути уже более двадцати лет и считает, что экотуризм далеко не все, что может предложить Алматы. Подлинная история и умение ее преподнести – вот что подкупает современного китайского туриста.
5 003– Китай – это крупнейший в мире рынок выездного туризма – в прошлом году в путешествия отправились 130 миллионов наших граждан. За последние 20 лет я несколько раз посещал Казахстан и вижу большой прогресс в местной туротрасли. У вас прекрасная природа, а значит, большой потенциал для экотуризма. У вас замечательная природа, к тому же Алматы – город яблок. Но пора осознать, что мейнстрим сегодняшнего рынка – это культурный туризм, связанный с историей региона, – отметил директор Jinan University Питер Вонг. – Культурное наследие, исторические памятники способны стать центром притяжения китайского туриста, а археологические артефакты – самостоятельными турпродуктами. Как их сделать таковыми – об этом Казахстану и нужно задуматься, ориентируясь на местный, региональный и глобальный рынки. Культурный туризм – это тот ресурс, который может быть интересным и для самого Казахстана. Именно наследие способно выполнить главную задачу – обеспечить сфере туризма устойчивость. Я делюсь своим опытом, ведь то же самое происходило с Китаем 30 лет назад. Анализ ЮНВТО говорит о том, что на туризм сегодня приходится 10 процентов глобального ВВП, а 40 процентов от этой суммы как раз занимает культурный туризм. За последние пять лет, когда мировая экономика снизила обороты в развитии, туротрасль оказалась единственной, показавшей рост на ежегодной основе. В своей стране мы сейчас реализуем несколько проектов, имеющих историческую ценность, но при этом современный формат подачи. Это исторические парки. При поддержке ЮНЕСКО с помощью ученых мы пытаемся воссоздать архитектуру 1200-летней давности в Гуаньчане и Синьцзяне. Наша задача – сделать так, чтобы туристы наслаждались одновременно и памятниками древних времен, и современным комфортом. Это транспортная доступность, возможность размещения и питания. За последние 20 лет на китайском участке Великого шелкового пути появилось десять крупных проектов – в разное время и в разных местах. Проект Зеленого базара в Урумчи, например, я спроектировал 20 лет назад. Сегодня этот большой шопинг-центр является сердцем Урумчи. Подобные проекты реально создать и у вас. Шелковый путь – это связующее звено в истории и культуре всех народов, с кем связано его прошлое и теперь уже настоящее и будущее.
Приоритетом в системе туринфраструктуры вдоль ВШП, по мнению Питера Вонга, должно стать усовершенствование не только исторических объектов и сооружений, но и транспортной системы.
– В Китае много интересных проектов, благотворно влияющих на развитие туризма, которые мы бы хотели увидеть на казахстанском участке Великого шелкового пути, – добавил господин Вонг. – Одним из важнейших аспектов может стать единая железнодорожная сеть. Используя наши высокоскоростные технологии, можно достичь огромного успеха – приток туристов вырастет в разы.

Артефакты – старый новый бренд
5 004Признание памятников со стороны ЮНЕСКО, отметил генеральный секретарь Комитета всемирного наследия РК Дмитрий Воякин, это высший знак качества, экспертиза номер один в области культуры. Но вместе с тем, подсчитал специалист, все пять исторических памятников Казахстана, отмеченных ЮНЕСКО, составляют всего 0,4 процента от общего числа объектов, занесенных в список культурного наследия. Всего в главный перечень на сегодня включены 1052 памятника в 163 государствах. Но в то же время сегодня на территории республики в официальные археологические, пусть не столь высокого уровня, но все же официальные списки занесено 25 тысяч объектов. А в музеях и других хранилищах числится 2 миллиона 56 тысяч артефактов.
– В 1994 году Казахстан ратифицировал Конвенцию об охране природного и культурного наследия. Но с того момента по сегодняшний день включено отнюдь не так много памятников. Мавзолей Ходжи Ахмеда Яссауи, наскальные рисунки Тамгалы – это всем известные бренды, но за ними еще остается огромный массив, – считает Дмитрий Воякин. – Историческое наследие – это то, с помощью чего в туризме можно достичь великолепного результата за меньшие деньги. Вкладываясь в исторические ценности, мы не создаем продукт на пустом месте, а просто раскрываем то, что мы находим под грунтом земли, обеспечивая, конечно же, доступность. При правильном отношении – намерении спасти, защитить и сохранить наследие – геокультурный брендинг реально заработает и принесет приток больших инвестиций в регион.

Уроки истории для гидов
Культурный туризм, подчеркнули участники конференции, как ни одна другая ветка отрасли, требует постоянного наращивания потенциала в человеческих ресурсах. При этом на первое место в кадровом вопросе выходит уже не стандартный набор профессиональных навыков. Так, знание языков для гидов в культурном туризме, где важнее всего историческая достоверность, не считается определяющим фактором.
5 005– Всемирная туристская организация прекрасно понимает эту проблему и проводит образовательные курсы. И в этом учебном процессе должны интегрироваться разные дисциплины. Речь идет о миксе формальной и неформальной методик обучения. На самом деле наравне с базовыми навыками требуются и другие, которые не всегда признаются официально. Гиды чаще всего отбираются по критерию знания языков, но, думаю, форму эту нужно расширить, объединив усилия с учеными, – убежден представитель Лондонского института археологии Гай Джораев. – В первую очередь гиды должны хорошо знать местность, которую они презентуют и не повторять на автомате один и тот же текст – это не выглядит привлекательно. Люди ценят хороший уровень образования. Современный турист хочет не просто отдыхать, но еще и учиться. И очень важно уметь правильно преподнести свой продукт, поэтому повышать уровень нужно и в подготовке турагентов, которые могли бы предложить действительно лучшие маршруты. Важно учесть современные требования и в интернет-пространстве. На веб-сайтах и в социальных сетях информация об исторических фактах должна постоянно обновляться и расширяться.
Итогом международной конференции стало подписание меморандума о сотрудничестве в продвижении нового туристского маршрута Алматы – Бишкек – Кашгар. Соглашение заключили управление туризма и внешних связей Алматы, управление туризма Алматинской области, Азиатский банк развития, правительство Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая, Министерство культуры, информации и туризма Кыргызской Республики.
Марина ПЕСТРЯКОВА