Во благо развития страны и общества

Новые возможности развития

4 001Как добиться эффективного государственного управления в нашей стране и какова в этом роль обычных горожан? Об этом рассказала директор ОЮЛ «Национальная сеть информационно-ресурсных центров НПО Казахстана», секретарь Общественного совета Алматы Алтынай Кобеева.

– Сегодня в Казахстане поэтапно проходят реформы страны, и государственная служба не исключение. Вот и Послание Главы государства «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции» не обошло вниманием данный вопрос. Что же мешает государственным исполнительным органам быть сегодня конкурентоспособными, профессиональными менеджерами, а не молчаливыми исполнителями? Имидж и повышение уровня доверия населения к деятельности государственных органов зависит от многих факторов. Это уровень компетенции государственных служащих. В этой связи реализация Плана нации «100 конкретных шагов» предусматривает проведение комплексной аттестации действующих государственных служащих, усиление квалификационных требований и внедрение новой системы оплаты труда. 

Как вы знаете, в нашей стране в прошлом году прошла комплексная аттестация государственных служащих корпуса «Б». Основная ее цель заключается в формировании новой генерации государственного служащего. Если раньше аттестация ограничивалась определением уровня знаний государственными служащими законов и процедурных вопросов, то в настоящее время используется так называемый компетентностный подход. Данная аттестация является логическим продолжением реформы государственной службы, построения профессионального государственного аппарата и способствует решению задач, обозначенных Главой государства.
В прошлом комплексную аттестацию госслужащих в Алматы прошли 3440 человек. В ходе аттестации были определены единые рамки компетенции, определяющие теоретические знания и личные профессиональные качества. 99 процентов госслужащих Алматы подтвердили свое соответствие занимаемым должностям. В то же время были выявлены и узкие места. Многие госслужащие продемонстрировали слабые знания стратегических задач программных документов. 80 процентов аттестованных госслужащих аппарата акима отметили, что введение таких компетенций, как ответственность, инициативность и коммуникативность, крайне необходимо. В этой связи с этого года Академией госуправления при Президенте страны организовано обучение госслужащих проектному и стратегическому менеджменту.
– Каким качествам госслужаших нужно, на ваш взгляд, уделить больше внимания?
– На мой взгляд, это личные качества госслужаших и эффективность их деятельности.
Через оценки данных качеств можно увидеть потенциал человека, мотивацию, системное мышление, управление эмоциональным интеллектом, формирование имиджа, риторику и многое другое, что влияет на эффективность работы государственного служащего и, соответственно, решение государственных задач.
Новый подход в аттестации казахстанских государственных служащих – использование в хорошем понимании этого слова организационных или аналитических способностей и, соответственно, возможность их применения, что позволить полноценно профессионально развивать потенциал государственного служащего. А это в свою очередь снизит текучесть кадров и повысит результативность деятельности государственных органов в том числе.
Как представитель общественности, я в прошлом году принимала участие в работе аттестационной комиссии государственных служащих. И мы задали сотрудникам акимата такой вопрос: «Какие инициативы по улучшению и оптимизации государственных услуг и функций вами, как госслужащими, были инициированы?» К сожалению, положительных ответов с примерами были единицы, а ведь эти сотрудники наверняка знают о существовании проблемных мест, о том, что мешает в эффективности работы местной исполнительной власти. Обществу важно, чтобы они были не просто исполнителями, а проявили гражданскую инициативность в качественности работы и предоставлении государственных функций и услуг.
– Общеизвестно, что именно коррупция ведет к снижению эффективности государственного управления, инвестиционной привлекательности страны, сдерживает поступательное социально-экономическое развитие…
– И не случайно Казахстан с первых дней государственной независимости целенаправленно и поэтапно следует курсу на создание эффективных, соответствующих мировым стандартам институтов и механизмов противодействия коррупции. В нашей стране действует современное антикорупционное законодательство, основой которого являются законы «О борьбе с коррупцией» и «О государственной службе», реализуется ряд программных документов, образован специальный уполномоченный орган, комплексно реализующий функции в сфере государственной службы и противодействия коррупции, активно осуществляется международное сотрудничество в сфере антикорупционной деятельности. Президент подчеркнул, что пиететными направлениями развития нашего государства являются единое государственное управление и борьба с коррупцией. Госуправление осуществляется госслужащими, в то же время коррупционные проявления тоже, к сожалению, совершают именно представители госслужбы. Мздоимство проявляется именно при принятии государственных решений и распределении государственных средств, при оказании государственных услуг и выдаче разрешительных функций. Сегодня разработана и внедрена в пилотном режиме принципиально новая система оплаты труда на основе факторно-балльной шкалы. Эта задача поставлена в Плане нации и направлена на справедливое вознаграждения за эффективную работу госслужащих. Внедрение факторно-балльной шкалы обеспечит рост дохода региональных госслужащих в два раза, что устранит существующую ныне диспропорцию оплаты труда между центром и регионами. Средний доход граждан по Алматы сегодня составляет 184 тысячи тенге, а у госслужащих – всего 90 тысяч. Отличительной особенностью новой системы является выплата эффективным сотрудникам бонусов – от четырех должностных окладов и выше. Важно отметить, что повышение оплаты труда является одним из ключевых факторов минимизации коррупции в госаппарате. Через это прошли все развитые страны.
Повысив зарплаты госслужащим и гражданским служащим, мы, конечно, полностью не искореним коррупцию, но значительно уменьшим число тех, кто готов идти на преступление.
– Немаловажный фактор эффективности работы – обеспечение доступности и прозрачности деятельности государственных органов. Как этого можно добиться?
– В своем Послании нашим Президентом поставлена задача: «Социальная политика будет осуществляться через вовлечение граждан в полноценную экономическую жизнь». Для реализации данного направления в Алматы осуществляют деятельность различные советы по взаимодействию с общественностью по различным сферам жизнедеятельности и отраслевым сферам нашего общества, в том числе и по работе государственной службы. Дисциплинарный совет Алматы преобразован в Совет по этике, целями и задачами которого является выработка мер, направленных на предупреждение коррупции и профилактику нарушений норм служебной этики. В том числе речь идет о дисциплинарных проступках, дискредитирующих государственную службу, принятии мер по обеспечению повышения уровня ответственности государственных служащих в соблюдении служебной этики, выработке рекомендаций и предложений по вопросам координации деятельности уполномоченных по этике и взаимодействия с дисциплинарными комиссиями государственных органов. Также эффективно работает межведомственная рабочая группа по вопросам оказания государственных услуг при Департаменте по делам государственной службы и противодействию коррупции Алматы. Считаю, что работа перечисленных выше коллегиальных и совещательных органов будет более эффективна, если начнут шире использоваться формы и методы вовлечения общественности. Местное сообщество не всегда может знать о разработке программ или решений, затрагивающих их интересы, а лица, принимающие решения, не всегда могут владеть исчерпывающей информацией по теме готовящегося решения. В этой связи необходим следующий алгоритм вовлечения сообщества: информирование (размещение информации о проекте обсуждаемого вопроса), консультации (широкое обсуждение между местными исполнительными органами власти и общественностью с целью определения предпочтительного пути решения обсуждаемого социального вопроса). Нужна и возможность непосредственного участия граждан в реализации принятых решений. Тем более что на сегодняшний день есть все возможности, в том числе законодательные, для вовлечения и участия гражданского общества в процесс принятия решений.
– Да, безусловно, в условиях нарастающего ритма жизни очень важно консолидировать городское сообщество…
– Это позволит точнее определять приоритеты, концентрировать ресурсы, распределять риски и ответственность за развитие города между различными группами городского сообщества. Именно в Алматы это легко сделать, потому что в городе сосредоточена огромная масса ответственных, активных горожан, которые готовы соучаствовать, делиться своими идеями. Без сотрудничества всех неравнодушных горожан решения городских вопросов будут не до конца последовательны и продуктивны. В этой связи призываю всех активных горожан к сотрудничеству, совместному содействию гармоничному развитию нашего прекрасного города – Алматы.

Наталья ВЕРЖБИЦКАЯ