Воспитать человека труда

5 111

В справедливом обществе чтут закон, знают цену труду, а капиталы возвращаются туда, где их заработали. Так считает президент ассоциации курдов Казахстана «Барбанг» Князь Мирзоев, который ответил на вопросы «Вечерки» о содержании программы «100 конкретных шагов по реализации президентских реформ».

5 333

– Четвертая из пяти институциональных реформ обозначена ключевым термином «нация единого будущего». Что он означает в вашем понимании?
– Принципиальным для понимания государственной доктрины национального единства можно считать то, что Ассамблею народов Казахстана в свое время переименовали в Ассамблею народа Казахстана, тем самым показав, что в нашей многонациональной и многоконфессиональной стране живет единый народ. Кроме атрибутов государственности – Конституции, флага, общей территории и так далее, у нас есть не менее важные объединяющие символы – одна на всех идея, общий интерес, одна перспектива. «Одна судьба, одна мечта, одно будущее», – сказал об этом наш Президент. Речь о наднациональных, общечеловеческих ценностях – успешная и благополучная жизнь, сильная и богатая страна, справедливое общество. Разве не об этом каждый из нас мечтает, разве не для этого создает семью и воспитывает детей? Мы в равной степени стремимся к простым, в общем-то, вещам, и эти стремления не зависят ни от этнической принадлежности, ни от культурных традиций, ни от социального положения. Нескольким поколениям удалось создать наш общий дом, и теперь нужно много работать, чтобы Казахстан занял место среди ведущих стран мира. А значит, от нас потребуются единство, согласие, патриотизм, любовь к родине.
– И в этом движении к общей цели у Ассамблеи народа Казахстана своя роль?
– Конечно. Именно ассамблея разрабатывала доктрину идентичности и единства, положенную в основу программы «100 конкретных шагов». И само положение ассамблеи отнюдь не номинальное – известно, что ее возглавляет глава государства, а это указывает на самый высокий политический статус. Ей поручается формировать такие общественные позиции, которые составляют, я бы сказал, дух нации, в том числе патриотические идеи вечного народа «Менің Елім» и страны великой преображенной степи «Ұлы дала елі». Большой шаг был сделан, когда Ассамблея народа Казахстана стала конституционной структурой, до недавних пор она оставалась совещательным органом. Новый статус предоставляет и иные возможности, например, получить места в представительных органах власти всех уровней. В Мажилисе Парламента, выборы в который пройдут нынешней весной, будет представлено девять депутатов от ассамблеи.
– Мы много говорим о том, что Казахстан – уникальное полинациональное государство, готовое стать примером современной толерантности. При этом идея единства и идентичности звучит в «100 шагах», то есть в числе тех сфер, которые нуждаются в модернизации. Значит ли это, что есть повод беспокоиться и за национальный вопрос?
– На моей исторической родине сейчас проживают около 45 миллионов курдов, но на своей исконной земле они не так свободны и защищены, как около 50 тысяч их соплеменников в Казахстане. Это объясняется тем, что в нашей стране главенствуют незыблемые конституционные нормы – равенство прав, ответственности и возможностей. Равноправие выражается и в свободе любого этноса в самоопределении, развитии своей культуры, языка, образования. Я считаю ценнейшим в этом смысле достижением, что в стране по-прежнему действует программа по изучению государственного и национальных языков. Так случилось, что у нас не было даже учебников курдского языка, благодаря же поддержке министерств культуры и образования мы полностью обеспечили учебной литературой свои школы. А то, что тема национального единства возникла в программе президентских реформ, показывает важное место межэтнического согласия в процессе государственного строительства. Сегодня человечество оказалось в ситуации, когда многие устоявшиеся отношения разрушаются от одного неверного шага. И это в большой мере относится к проблемам национального развития, межэтнического взаимодействия, религиозной проблематики. Перед лицом таких угроз мы должны предстать зрелым, мудрым, сильным и, главное, единым народом.
– С другой стороны, ценность нашей общности в том, что она объединила людей с разной культурой, ментальностью, мировосприятием, всем тем, что складывается исторически и называется национальным характером. Не придется ли этим пожертвовать ради достижения абсолютного единства?
– Когда мы говорим «единый народ Казахстана», это вовсе не значит, что я, курд, должен жить, думать, поступать, как казах или русский, турок или азербайджанец. Общая цель – это то, что позволяет понимать друг друга, как бы ни были велики наши внешние или внутренние различия. Своим студентам я часто рассказываю такую притчу. Пять друзей – русский, курд, казах, таджик и армянин обнаружили, что у них осталось совсем мало денег, а кушать очень хочется. Решили они хоть что-нибудь купить из еды. Русский говорит: «Денег нам хватит на килограмм винограда». На это курд возражает: «Ну нет. Зачем нам виноград? Лучше купим килограмм тыри». Тут не выдерживает казах: «Правильнее будет, если мы потратим деньги на жузим». Но это не устраивает таджика: «Ничего подобного, купим кило ангура». «Ты что, какой ангур? – вступает армянин, – нам нужен хаох». Попросили друзья рассудить их спор прохожего. Тот, ничего не говоря, взял деньги и принес килограмм того, что один называл виноградом, другой ангуром, третий тырей, четвертый хаохом, а пятый жузимом, и сказал: «Вот ваше желание. Вы просили одно и то же на разных языках». Мораль притчи, думаю, очевидна: общая цель поведет по правильному пути, пусть даже в начале его потребуется помощь мудреца. Другой вывод: нет ничего важнее для взаимопонимания, как объединяющий язык. Поэтому выбранный нашими политиками ориентир на триединство языков – казахского, русского и английского – верный выбор в поддержку консолидации общества.
– Князь Ибрагимович, а что вам показалось особо примечательным в реформе системы правосудия, предложенной Планом нации?
– В том, что я считаю важным, наверное, нет ничего реформаторского. Ведь объективность и независимость правосудия, на которых сделан акцент в «100 шагах», – это первооснова любой справедливой и гуманистической системы защиты прав человека. Но, видимо, настало время тщательной перестройки сразу всех – судебной, правоохранительной и судисполнительной – систем в Казахстане. Однако мне представляется не менее важным разрешить проблему неравенства, которая складывается чуть ли не исторически. Я имею в виду то, что в практически любом обществе есть очень богатые и совсем бедные. Часто последние бывают еще и самыми беззащитными… Мне очень нравится, когда наш Президент настойчиво предлагает всем олигархам инвестировать свои капиталы в экономику Казахстана, а не копить их в зарубежных банках и не покупать дорогие дома и машины. Очень правильный подход. Мне хочется назвать это предложение сто первым шагом президентской реформы. Нужно быть благодарным стране, где тебе позволили разбогатеть, – открой здесь новые производства, создай рабочие места, поддержи сограждан.
– Но это, наверное, не все, что следовало бы сделать в построении справедливого общества?
– Нужно поднимать экономику, давать людям работу. Тут мы опять возвращаемся к объединяющим нацию целям. В «100 конкретных шагах» говорится об обществе всеобщего труда. В этом плане, как мне кажется, придется решать проблему доступности работы, чтобы в семье трудился не один человек, а все работоспособные члены. Значит, потребуется помощь государства в развитии среднего и малого бизнеса. Мы забыли пословицу из советского прошлого: «Кто не работает, тот не ест», а она справедливая. Культура воспитания человека труда потеряна еще на этапе воспитания ребенка. Результат мы сегодня получаем в полной мере – на производстве часто работать некому, у нас острая нехватка специалистов практически во всех отраслях. Возможно, пора ограничить псевдобизнес, когда так называемые предприниматели в одном месте покупают, а в другом продают втридорога. Очень правильным мне кажется решение с 2017 года сделать профтехобразование бесплатным. Экономике нужны профессиональные кадры, а молодые люди, которые могут и хотят приносить пользу стране, пока еще найдутся.
Людмила ГОРДЕЕВА