383.01  430.12 6.1

Вояж «Золотого человека»

Ровно месяц продлится открывшаяся на этой неделе в столице Северной Македонии Скопье выставка «Великая степь: история и культура»

28 001

Пройдет она в выставочном зале Национального археологического музея этой балканской страны в рамках международного проекта «Шествие «Золотого человека» по музеям мира». Цель выставки – ознакомление зарубежного зрителя с богатым наследием истории и культуры Казахстана.
Как сообщают в пресс-отделе Национального музея РК, на выставке будет представлен символ современного Казахстана – «Золотой человек». Как известно, на стыке 60-х и 70-х годов прошлого века в окрестностях Алматы произошла по-настоящему крупная археологическая сенсация: в курганe Иссык, который исследовал выдающийся археолог Кемаль Акишев, были обнаружены останки сакского царя – «Золотого человека», ставшего впоследствии символом Казахстана. Бесценную находку окрестили «казахским Тутанхамоном» и признали открытием века. Золотые украшения из короны древнего правителя степей – крылатые кони-тулпары – стали частью нацио­нального герба республики, а скульптура «Золотого человека» установлена на площади Республики в Алматы.
Спустя почти полвека Национальный музей РК объявляет международное турне – «Шествие «Золотого человека» по музеям мира». В рамках масштабного проекта выставка с большим успехом прошла в музеях Беларуси, России, Азербайджана, Китая, Польши, Южной Кореи и Узбекистана, до конца 2019 года выставка посетит еще пять стран.
На первой Балканской выставке посетители увидят реконструкцию «Золотого человека» в расшитой золотыми бляшками одежде, в головном уборе особой конической формы, который украшают золотые пластины в виде золотых стрел, снежных барсов, архаров, лошадей и птиц, и коллекцию археологических находок эпохи раннего железного века (V–IV вв. до
н. э.), сопровождавших захоронение этого знатного молодого сакского воина (по мнению археологов, его возраст 17–18 лет).
Саки (в переводе с персидского означают «могучие мужи») – далекие предки казахов. В сочинениях греческих авторов их называют азиатскими скифами (слово saka восходит к скифскому «олень»), в других древних источниках их образно описывали «турами с быстрыми конями». В числе трех больших групп этих племен упоминались саки-тиграхауда («острошапочники»), жившие на территории, где был обнаружен курган Иссык с захоронением «Золотого человека».
В кургане найдено свыше четырех тысяч золотых изделий: детали, декорировавшие одежду, а также украшения и бытовая утварь. Топография предметов в захоронении позволила исследователям в результате кропотливой работы воссоздать облик древнего воина, который представлен на выставке. Особое место в экспозиции занимает обнаруженная среди находок кургана Иссык серебряная чаша с надписью, выполненной руническим письмом, – один из древнейших памятников письменности, найденных на этой территории. Всего на выставке представлено 292 предмета из фондов Национального музея РК.
Важнейшая особенность древнего искусства Степи – господство зооморфных образов, так называемого звериного стиля, отличительные черты которого – стилизованные изображения тотемных животных, сцен борьбы зверей, наделяемых магическими функциями.
Драматизм сюжетов символизирует противостояние стихии и возрождение к жизни, противоборство добра и зла, вечного движения и извечной борьбы противоположностей. Ярким образцом звериного стиля является бляха, датируемая V–IV вв. до н. э., выполненная из золота в технике штамповки и рифления в виде двух зеркально отраженных барсов. По мере утверждения христианства и мусульманства звериный стиль постепенно утрачивал свое первоначальное значение, восходящее к языческим верованиям и представлениям.
Представляемые на выставке шедевры древнего и средневекового искусства Казахстана – это лишь малая часть творений безымянных мастеров прошлого, отражающих самобытность наследия степной культуры Евразии.
Нуржан НУРАДИН