Время молодых

Бизнес-инкубаторы MOSTи CitiFoundation объявили о старте программы JastarBusiness. Программа рассчитана на год и приурочена к Году молодежи, который объявлен в Казахстане

29 001

Основная задача программы – развитие молодежного предпринимательства в Казахстане. Она рассчитана на год и включает в себя четыре компонента.
Алим Хамитов, директор бизнес-инкубатора MOST:

29 002

– Наш бизнес-инкубатор восемь лет занимается развитием молодежного предпринимательства. Извлекая все полученные в ходе деятельности уроки, мы постарались включить их в новую программу. Сейчас проводим исследование, с помощью которого хотим понять, какие сегодня существуют вызовы молодежи, а также оценить инвестиционный климат в стране. Сначала изучим, на каких условиях молодые люди сегодня берут деньги для своего бизнеса, а затем проведем марафон стартап-проектов. В этом могут поучаствовать все желающие ребята, у которых пока нет идей, чем бы они хотели заняться. Им предстоит, сформировав команду, в течение четырех часов создать бизнес-продукт, который они хотят развивать и продвигать. Другой этап – серия консультаций, тренингов, во время которых участники получат доступ к нашей онлайн-школе. Там они смогут изучить как традиционный бизнес, так и IT-проекты. Этап «Акселерация» – трехмесячная программа по комплексной поддержке предпринимателей – подразумевает обучение и наставничество. Последний блок – программа «Менторство», когда опытные бизнесмены на безвозмездной основе будут в течение года курировать проекты. Все предприниматели, которые войдут в программу благодаря сети «Международный молодежный бизнес», получат доступ к базе данных предпринимательства в 56 странах.
Молодежь – драйвер экономики. Мы ожидаем, что к концу программы будет создано как минимум 40 различных бизнесов, которые открыли бы, самое меньшее, 75 рабочих мест. За весь проект 1800 молодых стартаперов по всей республике получат реальную поддержку.
Участники проектов должны быть резидентами Казахстана, выпускниками наших вузов, а также посещать наши семинары, тренинги, участвовать в коворкинге бизнес-инкубатора. Главное – четкое видение своего бизнес-проекта и наличие команды. Также важно, чтобы у них был определенный прототип предстоящей деятельности.
Через две недели начнется отбор заявок. Подать ее и следить за новостями можно на сайте.
Лучшие проекты, которые пройдут нашу программу, получат гранты от Национального агентства по технологическому развитию или инвестиции в размере до 50 млн тенге на один проект.
Сегодня в Казахстане открыты практически все ниши для бизнеса. Это и сферы ритейла, и торговли. В сфере инноваций сейчас востребованы финансовые технологии, так как сегодня достаточно динамично развивается банковский сектор в области онлайн-кредитов и так далее. Другой актуальный вид бизнеса – логистика. Это, в частности, такая программ,а как «Великий шелковый путь». Не последнее место занимают новые технологии в сфере образования.
Из нашего опыта мы знаем, что молодые предприниматели жалуются на отсутствие первоначального капитала. Но, на наш взгляд, это недостаток компетенций, опыта, связей и... боязнь брать на себя ответственность за риски. Но по нашей практике в стране можно делать бизнес. В Центрально-Азиатском регионе у нас очень хороший бизнес-климат. Считается, что в нашей стране даже переизбыток выделяемых грантов. Мы же придерживаемся мнения, что бизнесом нужно заниматься по принципу трех F – семья, друзья и... дураки, которые дадут тебе деньги. Так что бизнес спокойно можно начинать и без первоначального капитала. Производить всегда сложнее, проще использовать сервисную модель. Например, группа молодых алматинских айтишников хотела продавать обеды по проспеткту Достык, так как они знали, что там расположено много бизнес-центров. Они договорились с женщинами, которые готовили обеды дома, раздавали листовки потенциальным потребителям. Эти ребята ничего не производили, а просто разносили обеды и при этом неплохо зарабатывали. Но в итоге они закрыли свой бизнес, потому что уже не успевали работать по основной специальности, так как заказов было предостаточно.
Я приверженец, чтобы человек зарабатывал на том, что он лучше всего знает. Если ты не разбираешься в своем деле, через месяц, год тебе оно наскучит. Мы, как бизнес-инкубатор, приверженцы того, чтобы выстроить глобальный бизнес на 20–30 лет. Сегодня многие крупные корпорации готовы работать с инновациями. Мы и за развитие легкой промышленности, и интернет-технологий.

Достан Рахатов, автор набора обучения робототехники «Бозбала»:

29 003

– XXI век – век новых технологий. Некоторые ученые прогнозируют, что в недалеком будущем у нас будет безработица, потому что людей заменят роботы. Я с этим не соглашусь, потому что этих роботов должны будут создавать люди, которые также будут и управлять ими.
Мы разработали набор для детей от 12 лет, с помощью которого можно освоить азы робототехники. В коробке находятся датчики, сенсоры, которые используются во многих устройствах. Это, в частности, резисторы, транзисторы, светодиоды, моторчики. С их помощью ребенок может своими руками сделать сушилку для рук или бионическую руку (имитацию протеза руки). Также прилагается учебное пособие, с помощью которого можно собрать разные модели роботов. В данное время мы продали наши наборы 15 школам. В ряде учебных заведений уже преподают по ним на уроках робототехники. Наборы стоят 25 тысяч тенге. Сегодня многие школы пользуются наборами «Лего», цена которых больше 200 тысяч тенге, что в разы дороже.

Алишер Тойгулиев – генеральный директор ТОО «Давай сходим»:

29 004

– Все началось с того, что я вместе с двумя однокашниками со второго курса Международного института информационных технологий в 2012 году открыли страничку в популярной социальной сети ВКонтакте. Мы оказались в нужное время в нужном месте. Люди искали, куда можно сходить в Алматы в разных источниках. Таких сайтов было много, но мы решили всю информацию объединить в один. Рассказывали об интересных и полезных мероприятиях, которые можно было бы посетить. Потом стали выходить в другие социальные сети. Сейчас мы охватили уже семь городов Казахстана. Сегодня в нашей компании работают 32 человека. Это молодые маркетологи и компьютерщики. Они получают неплохую заработную плату от 100 тысяч тенге. Для стартапа брали образцы с западных аналогов.
Наталья ВЕРЖБИЦКАЯ
Фото Кайрата КОНУСПАЕВА