Выйти в город

3 02

Жанна Тулегенова, и. о. председателя правления АО «Центр развития города Алматы»:
– Концепция урбаниста Яна Гейла – это совершенно другой подход к архитектуре и планированию города. Если раньше на территории мегаполиса предусматривались большие площади, улицы, пространства между зданиями, то сейчас предлагается организация маленьких территорий, на которых горожане организовывали бы какую-то активную деятельность. Это могут быть торговые палатки, кафе, места для прогулок или, например, лавочки для отдыха, или остановки общественного транспорта через каждые, допустим, 500 метров. То есть важно, насколько человеку будет удобно пройтись по городу, присесть и отдохнуть на уютной аллее. И усилия властей, направленные на перепланировку, могут оказаться недостаточны по своей значимости, если не будет поддержки горожан и бизнеса.
Сейчас мы видим, что, например, к центру «Достык плаза» жители микрорайона «Самал» ходят пешком за продуктами, что показывает: перепланировка пространства влияет на организацию уклада жизни людей. Например, если сделать пешую зону вокруг Зеленого базара, то люди со всего города не будут приезжать на автомобилях на этот рынок за продуктами раз в неделю или месяц и закупаться большими партиями. Другая организация жизни подразумевает небольшие рынки и торговые палатки в каждом районе, а просторные пешие зоны – развитие уличной торговли. Таким образом, отпадет необходимость алматинцам с разных уголков мегаполиса стекаться в одну какую-то конкретную точку или к торговому центру, что скажется на укладе жизни людей.
Однако зачастую все новое воспринимается многими не совсем позитивно. Некоторые консерваторы настаивают: я привык, мне так удобно, хочу ездить на рынок на машине, загружать ее покупками. И человек имеет на это полное право. Поэтому реализация концепции Яна Гейла достаточно длительная, мы очень надеемся, что сможем убедить жителей города посмотреть на Алматы другими глазами, больше гулять по улицам, организовывать свой досуг, проводить мероприятия и общаться друг с другом на свежем воздухе.
А быстрые решения зачастую оказываются непопулярными. Например, можно в одночасье запретить парковать автомобили вдоль проезжей части дорог. Это будет достаточно позитивно воспринято пешеходами, но очень негативно встречено автолюбителями. Также и организовать коммерческие ряды на улице лишь «указиловками» нельзя, принуждая предпринимателей переместить свою торговлю из стен магазина на улицу. Этот вопрос надо идеологически прорабатывать, менять подход и философию бизнеса.
В большинстве своем сейчас вся жизнь города спрятана за фасадами зданий – от детских площадок во дворах до ухоженных жителями цветочных клумб. Мы не имеем возможности пройтись пешком и полюбоваться оригинальным оформлением отдельных небольших магазинчиков, кафе, объектами культуры, посидеть на лавочке возле них на улице, отдохнуть, выпить горячего чаю в холодное время года.
На мой взгляд, в один день обустроить город не получится, ведь это не только государственное решение, это другая организация ведения бизнеса, собственного досуга. В данном случае любой житель мегаполиса может ускорить приближение к комфортной жизни. Надо вникнуть и понять, к чему приведут эти изменения, и начать, например, можно с ухода за кронами деревьев, произвести их обрезку. Облагородить свой двор посильно каждому здоровому человеку. Надо формировать новую культуру, больше общаться, перенимать друг у друга полезный опыт. Это большая идеологическая работа, мы надеемся на поддержку горожан, и тогда у нас все получится.