Вынужденная реформа

Главный принцип – «полиция в шаговой доступности»

Миссия полицейского – это защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства от противоправных посягательств. Так должно быть. Но давно уже нет умного, доброго и обаятельного «дяди Степы». Хотя, наверное, мало кто помнит этого надежного милиционера. Скорее, перед глазами встает непонимающий человек в форме, от которого ничего хорошего ждать не приходится. Не думаю, что это только мое мнение. Этот образ в народе полицейские зарабатывают давно. Добрый и справедливый полицейский «с Рублевки» бывает только в кино.

Новый образ

Сегодня (как, к сожалению, и во все годы независимости) одной из самых актуальных задач, стоящих перед нашим государством, остается полноценная реформа правоохранительной системы. Которая и есть ключевой фактор усиления защиты прав граждан. И в течение трех следующих лет на реформу МВД будет направлено 173 млрд тенге. Эти средства пойдут на повышение заработной платы, аренду жилья, создание современных фронт-офисов полиции по принципу ЦОНов.

«Образ полиции как силового инструмента государства будет постепенно уходить в прошлое, она станет органом по оказанию услуг гражданам для обеспечения их безопасности. На первом этапе необходимо до конца 2020 года реорганизовать работу Комитета административной полиции. Это нужно сделать качественно и без кампанейщины. Эффективность работы полицейских зависит от престижа самой полицейской службы», – сказал Президент РК Касым-Жомарт Токаев в Послании народу. Главный принцип начинающихся реформ – «полиция в шаговой доступности».

Немного истории

После распада Советского Союза отлаженные годами механизмы взаимодействия правоохранительных органов в борьбе с преступностью перестали работать. Наблюдался стремительный рост преступности. Формировалась теневая экономика. В это же время расцветали и расширяли сферу влияния организованные преступные группировки. В обиход вошло слово «рэкет». Но, несмотря на сложные условия, экономический кризис, небольшие зарплаты, тяжелые условия труда, органами внутренних дел активно проводилась серьезная работа по борьбе с преступностью, охране общественного порядка и общественной безопасности. Одновременно в МВД велось создание новой нормативной базы. 23 июня 1992 года был принят Закон «Об органах внутренних дел Республики Казахстан», ставший первым актом, определившим задачи и функции органов внутренних дел страны. Итогом тех непростых лет было становление вполне современной полицейской системы.

Из милиции в полицию

С 1995 года в Казахстане работали иностранные консультанты из США и Европы, которые продвигали реформирование государственной структуры МВД. Что не принесло ничего хорошего – менталитет не тот. В октябре того же года по их предложению МВД республики было реформировано путем создания Государственного следственного комитета – отдельного органа, которому передавались права и функции по осуществлению дознания, следствия и оперативно-разыскной деятельности. В результате чего была дезорганизована и разделена отлаженная ранее система работы МВД. Деятельность Следственного комитета оказала негативное влияние на криминогенную ситуацию в стране. В связи с этим в ноябре 1997 года Государственный следственный комитет был расформирован. Его функции были переданы обратно в Министерство внутренних дел.

В том же году функции противопожарной службы были переданы из МВД в Государственный комитет по чрезвычайным ситуациям. Бороться с экономической и коррупционной преступностью стало Агентство по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовая полиция). К Министерству юстиции отошли функции судебно-медицинской экспертизы, формирование уголовно-правовой статистики, документирование и регистрация населения. И после этих преобразований милиция Казахстана была переименована в полицию.

В 2002 году грянула новая реформа. Уголовно-исполнительная система из ведения МВД была передана Министерству юстиции, однако результаты этой реформы оказались крайне неудачными для УИС. Ухудшилась оперативная обстановка и соблюдение должного порядка и режима содержания осужденных. В 2011 году Комитет уголовно-исполнительной системы передан обратно в ведение МВД.

И еще одна странная история, в ноябре 2010 года Национальным банком РК (а банки реально правят миром) издается Указ «О мерах по оптимизации штатной численности органов, содержащихся за счет государственного бюджета и сметы (бюджета) Национального банка Республики Казахстан». Согласно указу, численность работников органов внутренних дел была сокращена на 15%. Результатом оптимизации стало сокращение специалистов. И образовалась значительная нехватка кадров.

А уже в 2013 году прошло очередное реформирование системы путем слияния функций дорожной (ДПС) и патрульной полиции (ППС). Были объединены в административную полицию подразделения общественной безопасности (патрульная полиция) и дорожной полиции на всех уровнях управления (комитеты, аппараты ДВД, горрайорганы, строевые подразделения). В результате этой реформы сократилась численность и плотность полицейских на улицах и в других общественных местах. Что привело к разгулу уличной преступности.

В 2014 году было упразднено Министерство по чрезвычайным ситуациям, а его функции и полномочия переданы в МВД. В общем, результаты всех этих нововведений приводили только к негативным последствиям. Поэтому в 2018 году МВД был разработан новый законопроект о реформировании полицейской службы.

Назревшая необходимость

Негативные настроения в отношении служб правопорядка назревали давно. И катализатором стало событие, которое потрясло всю мировую общественность. В июле 2018 года произошло убийство фигуриста Дениса Тена, и на волне горечи и возмущения народ Казахстана выступил с требованием очередных реформ МВД. Предложений было много – от провакационно нереальных до конструктивных. Конечно же, требовали отправить в отставку министра Калмуханбета Касымова, реформировать систему МВД по примеру Грузии или Украины и даже пригласить консультантом в Казахстан одиозного Михаила Саакашвили для наведения порядка. Ну и более реальные – сократить численность правоохранительных органов, снести заборы у зданий правоохранительных органов (кстати, поставленные после теракта в Алматы) и т. д. И в конце года постановлением Правительства была утверждена «Дорожная карта реформ полиции на 2019–2021 годы», куда вошла часть предложений НКО и активистов.

Документ содержит положения, направленные на оптимизацию организационно-штатной структуры, улучшение системы оплаты труда и социальной защиты сотрудников. Отбор и подготовка кадров, модернизация ведомственного образования также включены в перечень предлагаемых мер. Дополнительно МВД планирует исключить не свойственные ему функции и противодействовать коррупции.

Но, к сожалению, данная «карта» отражает только небольшую часть требований гражданского общества. Она не содержит мер, направленных на внедрение институтов и механизмов надзора за деятельностью полиции. Проект не детализирует порядок проведения аттестации и не предусматривает участие независимых экспертов в работе аттестационных комиссий. В схожем ключе МВД не планирует привлекать независимых экспертов для анализа и оценки внутренних процессов ОВД на предмет их эффективности и коррупционности.

Ждем перемен

И вот на днях Президент Казахстана принял министра внутренних дел Ерлана Тургумбаева, который отчитался о проводимой работе по выделению Комитета по чрезвычайным ситуациям из структуры министерства. А также о реформировании полиции по принципу «полиция в шаговой доступности». Сегодня уже создана специальная комиссия, уточняется список из более 25 тысяч человек, которые будут работать в структуре Министерства по ЧС, а также выделяются необходимая техника и оборудование. Вся работа будет завершена в течение месяца.

И самое главное, работа по реформированию полиции по принципу «полиция в шаговой доступности» уже идет. Сотрудники местных правоохранительных органов будут полностью обеспечены материальными средствами, будут созданы оптимальные условия для их тесной работы с населением во всех регионах республики. В этих целях будет законодательно закреплен статус участковых инспекторов полиции, которые будут обеспечены автотранспортом, фото- и видеорегистраторами, электронными планшетами. Не обойдет МВД и цифровизация. На сегодняшний день 83% работы министерства уже переведено в электронный формат. По итогам года планируется довести этот показатель до 91%.

Пока список предлагаемых нововведений кардинальным образом не меняет взаимоотношения между государством, полицией и обществом. Тем не менее власти начали реагировать под давлением общественного мнения. Это дает надежду, что реформаторская повестка имеет шанс на формирование движения в нужном направлении.

Михаил ПРИБЫЛОВСКИЙ