Вывести из трудной жизненной ситуации

Более тысячи многодетных матерей получили поддержку в городском Центре «Бақытты отбасы»

По словам председателя правления ОЮЛ «Союз кризисных центров в Казахстане» Зульфии Байсаковой, центр «Бақытты отбасы» был организован по предложению самих многодетных матерей и при поддержке городского акимата. Его основной целью стало предоставление социальных, психологических, юридических услуг, социального сопровождения в государственных органах, медицинской доврачебной помощи. А также вовлечение многодетных матерей и их несовершеннолетних детей в кружки, секции, повышение квалификации через раздачу годовых абонементов. Для того чтобы вывести семью, находящуюся в трудной жизненной ситуации, на новый уровень понимания и взаимодействия с обществом и выхода из кризисной ситуации.
– Мы надеемся через эти услуги оказать всестороннюю помощь с вовлечением различных госструктур, что позволило бы всем членам семьи решить свои проблемы и выйти на новый уровень развития, – рассказывает Зульфия Байсакова. – За 15 дней работы центра мы оказали помощь более 1300 женщинам из многодетных семей. В основном их интересовали вопросы оформления документов на льготное жилье, АСП, прохождение курсов. Многие спрашивали, как решить спорные моменты в школах. Обращения к психологам связаны с заниженной самооценкой у детей, а социальные работники консультируют по вопросам обращения в те или иные госструктуры, которые оказывают бесплатные услуги населению, в том числе и многодетным матерям.
Для удобства женщин при центре функционируют две игровые комнаты, в которых под присмотром профессиональных социальных педагогов находятся дети, чьи мамы получают консультации или проходят курсы. Общая площадь центра – 430 квадратных метров, и расположен он на улице Зенкова, 15, тел. 248-51-15. Помещение находится на первом этаже, что позволяет воспользоваться услугами центра всем слоям населения, в том числе людям с инвалидностью и мамам с детскими колясками.
– Как показал анализ обращений в центр, женщины практически не информированы об имеющихся услугах, – говорит спикер. – Помимо этого большая часть обратившихся имеет потребительские кредиты, из-за которых у них возникают проблемы с получением жилья на льготных условиях. Также наблюдается достаточно высокий уровень правовой безграмотности. Но больше всего нас поразил тот факт, что большая часть многодетных семей вырвана из контекста сообщества. Наше общество не очень хорошо к ним относится, и они стараются не делиться своими проблемами с другими из-за непонимания. В таких семьях также чаще всего высокий процент разводов, из-за того что им приходится доказывать свою состоятельность. Мы в первую очередь начинаем помогать категориям многодетных малообеспеченных семей, и тут тоже часты разводы, иногда и фиктивные, для того чтобы получать минимальную помощь. Таким образом, оказывая помощь категории малообеспеченных среди многодетных, мы подталкиваем их на разводы и нетрудоустройство.
Многие желающие получить льготное жилье не понимают, что за него нужно ежемесячно платить определенную сумму плюс комуслуги. Женщины считают, что однокомнатная для семьи из шести человек мала, но за двухкомнатную и платить в два раза больше. Это высокий уровень обязательств и кабала, в которую они попадают. В этом случае необходимо рассказывать и показывать все плюсы и минусы. По словам Зульфии Байсаковой, сейчас готовится обращение о необходимости включения в льготное жилье квартир не только в новостройках, но и на вторичном рынке. Тогда на те средства, которые выделяет Жилстройсбербанк, можно будет приобрести не однокомнатную в новостройке, а двухкомнатную на вторичке. По словам Зульфии Байсаковой, сейчас у специалистов центра появилась возможность заниматься аналитической работой. Поскольку на повестке дня стоит необходимость внесения изменений в законодательство, определение статуса многодетных, критериев, по которым будут определяться малообеспеченные и так далее.
Таким образом, сотрудники центра пытаются решать проблемы по мере поступления. Тем не менее, по информации спикера, за 15 дней работы центр снизил уровень тревожности как в многодетных семьях, так и в обществе в целом. Многие, проходя мимо, просто заглядывают в помещение, чтобы оказать посильную помощь, но и те и другие рады, что существует центр, в который в любой момент можно прийти и получить необходимые консультации. В самом же центре царит атмосфера доброжелательности, а профессионализм сотрудников повышает уровень доверия к ним женщин. Среди 34 сотрудников, которые обслуживают многодетных матерей, 12 – многодетные мамы.
Ирина ТУЛИНОВА