«Зелёный» бизнес

Как умнеет Алматы

6 001

Философия «умного города» немыслима без осознанного потребления природных ресурсов. Большую часть времени человек проводит на работе, а значит, именно из этого пространства мы несем в среду больший вред… или пользу? Последнее ставит своей миссией первый в Алматы «зеленый офис», который решил построить предприниматель Максим Барышев.

 

6 002

Впервые о «зеленых», или экологичных, офисах в мире заговорили еще в 70-х годах. Их история началась с глобального нефтяного кризиса. В период октябрьской войны страны ОПЕК отказались поставлять нефтепродукты союзникам Израиля, из-за чего крупнейшие компании США и Западной Европы оказались без необходимого топлива. Вынужденные меры экономии подвели к поиску путей рационального потребления ресурсов. Последние исследования и вовсе говорят о том, что к 2050 году основную часть энергии на планете будут производить альтернативные источники. Вот почему в мире сейчас так активно поощряют «зеленые» бизнес-инициативы.
Сегодня «зеленые» офисы – и продиктованная ресурсным кризисом необходимость, и отдельный тренд в стройиндустрии «умных» мегаполисов. Все потому, что экологичность компании проявляется в заботе не только о планетарных, но и о собственных исчерпаемых ресурсах, а значит, и об имидже. «Умные города» убедились: экологичное и эргономичное строительство вполне рационально с точки зрения экономики. Использование сберегающих технологий приносит выгоду как самой компании, так и окружающему пространству: снижает потребление электроэнергии, воды, тепла, расходных материалов. Казахстан пока сильно отстает от задающих тон европейских мегаполисов. Москва, к примеру, уже поднялась на шестое место среди европейских столиц по количеству «зеленых офисов»: в городе насчитывается девять зданий, сертифицированных по международным стандартам.
Наконец и в Алматы уже этим летом появится первый полноценный «зеленый» офис. «Умное» рабочее пространство площадью 1200 квадратных метров с расчетом на 200 сотрудников строит алматинский предприниматель Максим Барышев. И это вовсе не маркетинговый ход, признается основатель группы компаний «Учет.kz», а воплощение давней мечты:
– Еще в школьных сочинениях на свободную тему я предлагал идеи о том, как надо очищать городской воздух, был свой взгляд на озеленение. Всерьез же задумался об экологических проектах после разрушающего ураганного ветра в 2011 году, нанесшего природе огромный ущерб. Сейчас, когда бизнес стал набирать обороты, у меня наконец появилась возможность воплотить часть проектов в жизнь, и главный из них – это экоофис. «Умное» пространство позволит расширить рабочую площадь, обеспечить сотрудникам комфорт, ну и сэкономить ресурсы с выгодой для окружающей среды и бюджета предприятия. Подходящего помещения для аренды мы не нашли, поэтому решили возводить с нуля. И даже без привлечения кредитов, несмотря на разницу в стоимости проекта по сравнению с традиционным аналогом. Эти деньги окупятся за счет экономии ресурсов уже во время работы. Средства, которые мы будем сберегать на отказе от городских коммуникаций, направим на обновление систем очистки воды и солнечных батарей.
Вдохновили предпринимателя уже внедренные в зарубежных экокомпаниях технологии. В каждом примере Максим почерпнул отдельные характеристики и собрал их, словно пазл, в единый концепт. Систему рециркуляции воды, к примеру, алматинский «умный офис» позаимствует у России, а суперэкономичные санузлы, которые вообще для казахстанцев в диковинку, закажут в ОАЭ. Не обойдется, разумеется, и без солнечных панелей. Системы отопления, вентиляции и кондиционирования идентичны тем, что будут использованы на объектах EXPO-2017. Что касается экологически чистых стройматериалов, то почти сто процентов продукции представлены казахстанскими производителями. Место для первого «зеленого офиса» выбрано не случайно – перед сквером на пересечении улиц Жарокова и Жамбыла. Строительство шестиэтажного здания началось в прошлом году, основные работы уже завершены.
Офис нового поколения будет отличаться от традиционных бизнес-центров от фундамента до самой крыши, причем изнутри. Для максимальной сейсмоустойчивости более 20 процентов здания будет находится ниже уровня земли. В основании выстлана монолитная бетонная плита высотой один метр, охватывающая весь периметр сооружения. Стоит сказать и об облегченных навесных панелях, состоящих из нескольких теплосберегающих слоев, и о водной рециркуляции – использовании дождевой воды на естественные нужды.
– Не секрет, что 2/3 используемой в офисах воды – это канализационная вода. Мы знаем, как сократить ее расходы до минимума, – продолжает автор проекта. – Кстати, мы полностью отказались от городского отопления и горячего водоснабжения. От городских сетей будем пользоваться электричеством, холодной водой и канализацией. Система рециркуляции воды устроена следующим образом: на кровле собирается влага от осадков, которая уходит по внутреннему водостоку, оборудованному фильтрами предварительной очистки. Хранится вода в специальном резервуаре, находящемся в подвале здания, и в дальнейшем используется для полива и в туалетах. В уборных будут установлены унитазы с двумя режимами слива – можно будет использовать три или шесть литров воды вместо обычных восьми, а также безбачковые унитазы. В санузлах мы также разместим эффективные насадки-распылители для кранов, позволяющие сэкономить до 40 процентов воды.
Высокотехнологичными в «зеленом офисе» обещают быть и его окна – отличат их от обычного прототипа мультифункциональные стекла. Вся фишка в специальном напылении из серебра, создающем эффект прозрачного фильтра. Покрытие пропускает видимый свет, но значительно снижает проникновение солнечного света в офис в жару и утечку тепла – в холодное время. А энерго­сберегающие стеклопакеты позволят сократить объемы потери тепла с 70 до 15–20 процентов.
Принцип «каждый метр – с пользой» не обошел стороной даже лестницу «протюнингованного» офиса. Ступени, соединяющие шесть этажей, подстроены под среднестатистический рост алматинца. Причем цифры компания взяла не со стороны, а выявила, что называется, опытным путем.
– Мы провели опрос в магазинах одежды и обуви и выяснили, продукцию какого размера люди покупают чаще всего. Как показали результаты, средний рост алматинцев – 169 см, а самый распространенный размер обуви – 37-й у женщин и 41–42-й у мужчин. Общая средняя цифра – 39. Исходя из этих параметров мы рассчитали среднюю высоту подъема ноги. Высота ступени получилась – 14 см, ширина – 29 см. Эти расчеты позволят передвигаться по лестнице максимально комфортно, практически без одышки, – делится Максим Барышев.
«Умным способом» позаботится офисная инфраструктура и о соблюдении чистоты. Обувь сотрудников и клиентов будет подвергаться ни много ни мало трехступенчатой системе очистки. Первый этап будет ждать перед входом в здание. Здесь разместятся модульные алюминиевые решетки со скребком и грязезащитными вставками из резины. Вторая зона – тамбур, где будет установлена ПВХ-решетка с грязезащитными вставками для очистки от влаги и песка. А ближе к лифту вошедшие смогут на специальном ворсовом покрытии тщательно просушить обувь после дождя или снега.
Принципов экологичности сотрудники будут придерживаться и в производственных процессах. В целях экономии бумаги вся внутренняя документация компании будет вестись исключительно в электронном виде. Против расточительства ресурсов направят и энергосберегающие лампы, а также оргтехнику. Вместо компьютеров работники будут пользоваться ноутбуками с минимальным потреблением электроэнергии.
Не останется без внимания в экоофисе и крыша – под тентом разместится зона отдыха и развлечений. Способна она трансформироваться и в мини-спортзал под открытым небом, где можно будет заниматься йогой – для экологии души и тела.

6 003

Марина ПЕСТРЯКОВА
Фото Юрия Выблова