Жить в демократическом государстве, сохраняя свою идентичность

30 августа казахстанцы отмечают дату принятия главного закона нашей страны – День Конституции. О том, что предшествовало его принятию и что значит он для каждого из нас, рассказывает старший научный сотрудник отдела истории Казахстана советского периода Института истории и этнологии им.Ч. Ч. Вали-ханова Салтанат Амиргалиевна Асанова/

– Что предшествовало принятию Основного закона нашего государства?
– Конституция – Основной закон любого государства, который регулирует его деятельность, основу функционирования страны. Система законов, регулирующих жизнь общества, их исполнение осуществляется государством. Это два взаимодополняющих друг друга понятия – государство и его законы. Поэтому День Конституции – это главный праздник суверенного Казахстана. Первые законы, основанные на традиции обычного права и своде законов Чингис­хана «Яссе», возникли одновременно с формированием казахской государственности, то есть 550 лет назад, и связаны с именами Касым-хана, Есим-хана и Таукe-хана. Эту дату мы широко отмечали в прошлом году, и она свидетельствует о глубокой исторической преемственности правовой и государственной традиции в истории казахского народа. Однако позже наступает время, когда казахский народ лишается права жить по своим законам. Начиная с XVIII века после вхождения в состав Российской империи у нас на нашей земле утверждается российское законодательство. Традиционное казахское право еще сохранялось, но только на бытовом уровне, и имело тенденцию к снижению своей социальной значимости.
Следующий этап истории становления казахской законодательной системы, который соответствует понятию «Конституция», начинается непосредственно с XX века. Первой попыткой создание свода законов возрожденного казахского государства является деятельность партии «Алаш» и правительства Алаш ­Орды в период революционных кризисов 1917 года. Именно лидерам этой партии принадлежит инициатива нормативного закрепления конституционной правосубъектности Казахстана как единого территориального целого с момента принятия первом съездом партии «Алаш», состоявшимся в г. Оренбурге 5–13 декабря 1917 года, резолюции, провозгласившей государственную независимость учреждаемой национальной республики. Эта программа впервые была опубликована в газете «Қазақ» от 21.11.1917 г. № 251. Правительство Алаш­Орды, автономного национально­демократического государственного образования казахов, фактически просуществовало в период с декабря 1917 г. по декабрь 1919 г.
В истории казахстанского конституциализма особое место занимает советский период. Он заслуживает определенной положительной оценки для политического самоопределения казахской нации в пространстве восстановленной национальной территории и ее дальнейшей консолидации. Юридические признаки последнего уже складывались и проявлялись в виде собственной Конституции казахской автономии, в деятельности высших органов государственной власти и управления, в определенной возможности законодательствовать на территории Казахстана, наконец, республика осуществляла прямые внешние межгосударственные контакты внутри Союза ССР.
Первая Конституция Советского Казахстана непосредственно связана с процессом образованияСССР, в состав которого мы входили на правах политической автономии. В 1925 году Пятый съезд Советов Казахстана восстановил исторически правильное название казахского народа, приняв новое наименование республики: Казахская Автономная Советская Социалистическая Республика (КАССР). Текст первой Конституции советского Казахстана, принятый (с дополнениями) еще Четвертым Всекиргизским съездом Советов в 1924 году, был рассмотрен на второй сессии КирЦИК и в 1926 году направлен во ВЦИК на утверждение.
Следующий этап знаменовался принятием Конституции «победившего социализма», или «сталинской» Конституции 1936 года. На ее основе в 1937 году Десятым Чрезвычайным Всеказахским съездом Советов была принята Конституция КазССР, которая закрепила образование Казахской ССР в составе СССР. КАССР была преобразована в Казахскую ССР. В этой Конституции впервые появилась специальная глава об общественном устройстве, в которой подчеркивалась классовая сущность советской государственности. Данная Конституция положила начало конституционному развитию нашей страны. Конституция СССР 1936 года становится формообразующим фактором для источников советского права.
Особую роль в развитии конституционного права Казахстана и его источников сыграла Конституция КазССР 1978 года, принятая на внеочередной VII сессии Верховного Совета республики IX созыва 20 апреля 1978 года. Она закрепляла и расширяла те законодательные основы социалистического общества, которые тогда были определены для дальнейшего развития страны. Кроме того, в данной Конституции была закреплена, в отличие от Конституции КазССР 1937 года, государственная самостоятельность Казахстана.
Следующий этап в истории казахстанского конституционализма связан с этапом обретения нашей страной независимости, суверенитета. Он берет начало с первых законодательных актов, принятых уже суверенным государством.
Сам процесс становления конституционализма в суверенном Казахстане носил сложный и противоречивый характер. И процесс законотворчества продолжается до сегодняшнего дня. Вносится большое количество поправок, новых положений. Это естественный процесс. Конституция не единственный и незыблемый свод законов, как считают некоторые. Это явление общественной жизни, которое может и должно изменяться согласно влиянию и требованию времени. Именно поэтому у нас в период независимости за какие-то двадцать с небольшим лет было принято две конституции – 1993 и 1995 годов. Причины этого явления связаны со спецификой общественно­-политической ситуации начала 90­-х годов. На заре независимости стоял вопрос об определении политического строя и законодательной основы, свободной от прежней марксистско­классовой идеологемы. В эйфории крушения авторитарного режима вполне естественным было желание как можно дальше отойти от тоталитарного наследия советского времени. Поэтому имел место определенный флер идеализации ценностей западной демократии. Конституция 1993 года по-настоящему широко обсуждалась. Было представлено около 20 проектов нового закона страны. Стремление к максимальной демократии привело к тому, что Конституция имела ряд характерных черт, таких как широкие полномочия парламента, не совсем четкое выстраивание вертикали власти. Кроме того, функционирование новой Конституции осложнялось в целом политической ситуацией, необходимостью реформировать сам парламентский орган, который и принимал Основной закон. Произошел кризис Верховного Совета, потому что Советы как органы власти на местах к этому времени фактически перестали функционировать и не могли соответствовать происшедшим в стране изменениям в период начала 90­-х годов. Было принято решение о самороспуске Верховного Совета 13-го созыва. Поэтому в это время принимается решение о временном делегировании президенту РК и главам местных администраций дополнительных полномочий. В марте 1994 года был избран новый Верховный Совет, который с первых шагов взял на себя инициативу изменения Конституции. 6 марта следующего года решением Конституционного суда была прекращена деятельность Верховного Совета и началась подготовка новой Конституции. А 22 мая решением Президента нашей страны был создан специальный административный орган, подотчетный главе государства. Он и занялся созданием законотворческой базы. 30 июня этого же года на второй сессии Ассамблеи народов Казахстана Нурсултан Назарбаев выступил с докладом против дальнейшего демократического реформирования общества и, в частности, обратился к членам Ассамблеи вынести проект Конституции на республиканский референдум. В стране прошло около 33 тысяч коллективных обсуждений, в которых приняло участие около трех миллионов человек. Было внесено почти три тысячи замечаний и предложений. Теперь наша Конституция имеет практически все разделы, более чем в половину ее статей были внесены 1100 поправок и дополнений. Затем проект обновленного свода статей был вынесен на республиканский референдум, который состоялся 30 августа. С тех пор именно эта дата и считается Днем Конституции.
– Можно сказать, что сегодня все нормы нашей жизни в полной мере отражены в главном законе нашего государства?
– Наша жизнь не стоит на месте. Как я ранее сказала, процесс институционального, политического, законодательного развития Казахстана продолжается, поскольку мы являемся молодым государством. Мы не можем сказать, что все положения Конституции полностью работают. Ранее по велению времени совершенно обоснованно были делегированы большие полномочия нашему Президенту, была резко усилена вертикаль власти, функции парламента и различные процедуры принятия законов больше усиливали контроль со стороны исполнительной власти. Это было оправдано тем сложным переходным периодом в истории новейшего Казахстана, периодом кризиса, когда широкая политическая свобода и возможность различных политических демагогий резко возросли. К тому же наше население также было в растерянности в идеологическом плане. Люди не знали, во что верить, как жить дальше. В этой ситуации население Казахстана становилось объектом различных политических манипуляций, как духовных, так идеологических, политических влияний. Поэтому наличие четкой жесткой политической системы законодательства, усиление дополнительной власти в лице Президента, безусловно, сыграли свою важную положительную роль. Сейчас, когда мы говорим об успешном 20­-летнем периоде развития Казахстана, стабильности страны и ставим перед собой большие задачи, вхождение в 30­-ку самых развитых стран, это, несомненно, говорит о том, что и политическая система, и Конституция страны должны претерпевать изменения. Сейчас уже есть возможность дать больше полномочий парламенту, расширить демократические основы нашего государства, отработать механизм сменяемости как верховной власти, так и власти на местах, ввести институт выборности акимов. Наш народ пережил длинную и достаточно трагическую историю в XIX и XX веках, до того времени, как наша страна стала независимо существовать. Мало народов в мире может иметь свое государство, свободу и независимость. Но, как известно, это не только права, но большое бремя, который не каждый может вынести. В данный момент мы находимся в сложном периоде, который нам предстоит достойно пережить. Это испытание не только для народа, но и для политической элиты, которой нужно показать свою зрелость, прозорливость, понимание ситуации и способствовать дальнейшему развитию Казахстана и нашего законодательства.
– Насколько активно жители нашей республики пользуются сегодня своими конституционными правами?
– На мой взгляд, у многих жителей нашей республики только начинается процесс формирования правового сознания. Наследие патриархального политического строя дает о себе знать. Некоторые считают, что закон существует только для того, чтобы его обходить. Это является большим пробелом в нашем политическом, гражданском сознании. Мне кажется, что Конституция даже при всех определенных ограничениях дает казахстанцам огромные возможности для реализации своих гражданских прав. Но их нужно знать и настаивать на их применении. У большинства населения бытует мнение о бесполезности и бессмысленности борьбы за свои конституционные права, своеобразный правовой нигилизм. И единственным выходом становится обходить закон, чтобы достичь своих целей. Происходит неверие в легальность достижения своих прав и возможностей по закону. Это, на мой взгляд, происходит в том числе из-за злонамеренных действий деструктивных сил. Но ситуация исправима двумя эффективными методами. Когда говорят, что делать, чтобы стало лучше, нужно прежде всего улучшать образование и здравоохранение, вкладывать в это средства. Но это вопрос времени. Налицо перемены, когда гражданско­правовое сознание наших граждан изменяется в лучшую сторону. Здесь важен вопрос пропаганды во всех средствах массовой информации и на бытовом уровне. Основы закона должны широко преподаваться уже со школьной скамьи. При рассмотрении обычных жизненных ситуаций нужно продумывать, как человек может реализовывать свои права. Должны транслироваться различные телепрограммы про работу суда, создаваться передачи, фильмы на тему наших с вами конституционных прав.
Наталья ВЕРЖБИЦКАЯ