Жизнь в движении

В Алматы рассматривают возможность внедрения шведской программы Vision Zero, призванной решить проблемы транспортной системы мегаполиса

4 001Об этом на своей странице в Facebook сообщил заместитель акима города Ерлан Аукенов.
– До сегодняшнего дня транспортная политика города осуществлялась Управлением пассажирского транспорта и автомобильных дорог, основными задачами которого являлись строительство и содержание дорог и организация городских автобусных перевозок. Результатом исполнения задач, утвержденных в положении управления, стало то, что за последние два года состояние улично-дорожной сети, находящейся в хорошем и удовлетворительном состоянии, выросло на 10% (доведено до 70%). Вместе с тем одной из острых проблем в сфере транспорта по-прежнему является обеспечение безопасности на дорогах. В частности, в Алматы происходят порядка 4,5 тыс. ДТП ежегодно, в которых погибает порядка 130–140 человек (это в пять раз больше, чем в Астане). 33% всех ДТП по республике приходится на наш город, – сообщил Ерлан Аукенов.
Он подчеркнул, что, несмотря на то что приоритет Программы развития Алматы – 2020 в создании комфортного и безопасного города для людей, а важным фактором в развитии транспортной системы является улучшение экологии, название управления, его миссия и цели не соответствовали вызовам времени и заявленным приоритетам. Более того, в задачах управления отсутствовали такие виды транспорта, как ЛРТ, ж/д и авиа, такси, каршеринг, велосипед и иные альтернативные виды, не упомянуто развитие междугородних и пригородных сообщений. В целом этим направлениям было уделено недостаточно внимания.
– Для определения новой политики управления нами был проанализирован опыт городов мира с лучшими транспортными моделями, в том числе Лондон, Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Питтсбург, Денвер, Глендейл. В основе мастер-планов и транспортных моделей этих городов лежит концепция обеспечения городской мобильности и безопасности на дорогах. Так, нами пересмотрена полностью миссия, цели, задачи и структура управления. Мы решили отойти от прежних подходов. Теперь целью управления будет формирование доступной и безопасной транспортной системы в соответствии с лучшей мировой практикой. Название управления также пересмотрено и заменено на Управление городской мобильности Алматы, – доложил заместитель градоначальника.
По его словам, ежедневно в городе передвигаются порядка 700 тысяч автомобилей со средней скоростью в час пик – 19 км/ч. Данные основаны на международных методиках (ПРООН). К примеру, в сопоставимых с Алматы по населению городах Будапеште и Варшаве, которые сегодня демонстрируют очень динамичный рост, – скорость в 1,5 раза выше. Поэтому основная задача нового управления – это комплексный подход к организации городской мобильности и безопасности на дорогах по примеру наиболее эффективных городов.
В частности, акимом города поручено детально изучить и внести конкретные предложения по внедрению шведской программы Vision Zero в Алматы. В целом новое Управление городской мобильности должно уделить особое внимание при проектировании улиц соответствию всем принципам данной программы. На оживленных улицах для пешеходов планируется строить островки безопасности, пересмотреть дизайн дорог с четырехполосным движением и внедрить инженерные решения для «успокоения» трафика.
Для сведения: программа начала претворяться в жизнь в Швеции в 1997 году, когда на дорогах погиб 541 человек. На 2012 год, несмотря на рост автомобилизации, на дорогах погибло в два раза меньше (286 человек). Города, внедрившие принципы программы: Сан-Франциско, Портленд, Бостон и Нью-Йорк. В свою очередь внедрение программы позволило добиться больших результатов. Уровень смертности в ДТП в городе Минске сейчас ниже, чем в среднем в странах Евросоюза.
Основной подход программы к проблеме ДТП призван снять с водителей основную вину за смертельные происшествия на дорогах, сделать так, чтобы в решении проблемы участвовали и те, кто строит и обслуживает дороги. При разработке и реализации программы должно быть учтено, что водители – обычные люди и будут ошибаться всегда. Однако необходимо организовать дорожное движение таким образом, чтобы минимизировать причины, а ошибки людей не приводили к смертельным исходам.
– Vision Zero – это еще и «успокоение» движения, и снижение скоростного режима. В частности, ограничение скорости на Аль-Фараби с 80 до 60 км/час. Оно, по сути, не затронуло более 95% жителей и автомобилистов. Средняя скорость на данном участке не превышает в пиковые периоды и 20 км/час. Именно они в это время и передвигаются на данном участке.
Другое дело те, кто привык перед камерой сбавлять скорость со 100 до 80 км/час и снова набирать до следующего скоростеметра. Вот их это новшество и беспокоит. Для них в текущем году по всему городу будем ставить дополнительно 142 поста системы АИС БДД (аналог «Сергек»).
Что до проекта «Средняя скорость», то в первую очередь это аналитическая система, позволяющая выявлять степень риска участков между постами и превышение скорости каждого в отдельности. Для сведения: данный программный продукт позволяет ежесуточно выявлять более 1000 лиц, нарушающих скоростной режим на Аль-Фараби, и пристально изучать тех, кто систематически этим злоупотребляет. Речь пока не идет о выгрузке этих нарушений в систему для выдачи штрафов. Для закрепления новшества требуются изменения законодательства. Однако по аналогии с введением дифференцированного тарифа на общественный транспорт мы будем этим заниматься. Это того стоит, если убережет хоть одного водителя от ДТП на дороге и спасет жизнь пешехода, – заключил Ерлан Аукенов.
Наталья ГЛУШАЕВА