Золотая тайна

Какие загадки зашифрованы в рисунке древней Каргалинской диадемы, найденной в 1939 году


1 кп 3990n

Порой сенсационные находки случаются неожиданно. Так произошло и с диадемой, которая сегодня вместе с другими ювелирными украшениями Каргалинского клада хранится в Центральном государственном музее РК.
А дело было так. Электрик Каргалинского суконного комбината Назаренко решил показать коллегам, приехавшим обмениваться опытом, живописные окрестности Алма-Аты. Начался ливень. Путники спрятались под каменным выступом, напоминающим козырек. В ущелье они обнаружили вход в пещеру. От нечего делать, туристы стали перебирать камни, и вдруг вместо обычной горной породы увидели золото, ювелирные украшения. Сокровища лежали возле человеческого скелета.
Так был найден клад, самым ярким элементом которого стала диадема.
Позже ученые напишут, что золотая коллекция вместе со скелетом была обнаружена в правом ответвлении Каргалинского ущелья (Алма-Атинская обл.), близ урочища Мынг Ошакты на высоте
2300 м над уровнем моря.
Научный сотрудник Археологического центра ЦГМ РК Ольга Мякишева рассказала, что диадема состоит из двух пластинок, инкрустированных драгоценными камнями (длина –
35 см, ширина – чуть больше 4,5 см). По всей видимости, была еще и третья пластина – центральная длиной 7 см, но обнаружить ее не удалось.
Ученые придерживаются версии, что полоски нашивались на головной убор, образовывали оклад.
В романе «Факультет ненужных вещей» писатель Юрий Домбровский, работавший хранителем древностей в краеведческом музее (ныне Центральный государственный музей РК), так описал диадему: «Кусок состоял из ажурной золотой пластины, разделенной на два пояса. В верхнем поясе был изображен рогатый дракон с гибкой кошачьей статью и на пружинящих лапах. Он стоял, извиваясь и оскалясь. Четко был вычеканен каждый клык зверя. А ниже этажом помещался козлик... Потом еще летели лебеди, поднимались фазаны и утки, порхали мелкие птахи. Отдельно... стоял ладный крылатый конек... И другой такой же конек несся по небу. На нем сидела молодая женщина. Ветер взметнул ее волосы, и они сделались похожими на шлем...»
Скорее всего, на диадеме была изображена модель вселенной: мир мертвых, мир живых.
Одним из ученых, детально исследовавших Каргалинский клад, был советский археолог Александр Бернштам.
Именитый исследователь датировал находку I–III вв. н. э.
Бернштам считал, что в Каргалы было открыто погребение усуньской шаманки. По его мнению, в оформлении Каргалинской диадемы синкретически сплелись местное ханьское и греко-бактрийское художественные направления, что определяло специфику искусства усуней, тесно связанных с Китаем и Средней Азией.
У ученых нет единого мнения о том, кто владел украшением, инкрустированным бирюзой, кораллом и сердоликом.
Может быть, это была юная шаманка, которую после обряда принесли в жертву. А может быть, это представительница знатного рода. Она могла приехать в степь из Китая, чтобы стать женой усуньского правителя. В день свадьбы красавица надела диадему, но девушку выкрали разбойники, чтобы отвести ее далеко в горы и сорвать с наряда золотые украшения. Есть еще одна версия, по которой вместе с кладом в пещере покоилась грабительница-одиночка, которая унесла украшения прямо из опочивальни красавицы и пустилась в бегство. Но не знала она, что тех, кто прикоснется к украшениям со злым умыслом, ждет неминуемая смерть.
Еще один вопрос – где были сделаны украшения?
Исследователи считают, что это Китай. Такая версия вполне логична, так как усуни находились в тесном контакте с китайцами в эпоху правления династии Хань: на диадеме изображен даоский рай, звери, птицы, дракон.
Что же касается других украшений клада, в частности перстня с изображением верблюда, то это могли сделать усуньские ювелиры.
Поражающий своим великолепием Каргалинский клад красноречиво свидетельствует о богатой истории Семиречья, о том, что в глубокой древности здесь были мастера, владевшие тонкостями ювелирного искусства. Вместе с тем клад хранит множество загадок, над разгадками которых трудятся историки и археологи.

Юрий КАШТЕЛЮК
Материал подготовлен
совместно с Центральным государственным музеем РК