Художнику слово

Художнику слово

В галерее Aspan Gallery представлены работы лучших художников Центральной Азии

Так, на выставке можно увидеть несколько объектов из проекта «Шкура художника» Рустама Хальфина, который он представил на ежегодном параде галерей в Государственном музее искусств имени Кастеева. В нем автор словно обращается непосредственно к телу художника, к его тактильным опыту и памяти.

На выставке также представлены работы основоположников современного искусства в Центральной Азии Сергея Маслова и Молдакула Нарымбетова. Сергей Маслов был одним из главных мифотворцев Центральной Азии и представлялся то братом Джоконды, то инопланетянином, то любовником Уитни Хьюстон. Живопись художника неразрывно связана с его текстами, поэтому в галерее будут продемонстрированы его картины из частных коллекций в сопровождении текстов из его дневников, описаний проектов и писем в интерпретации Елены и Виктора Воробьевых.

Чета Воробьевых представила на выставке два проекта. Оба рисунка изображают известную инсталляцию арт-дуэта «Художник спит», которая выставлялась на Венецианской биеннале в 2017 году. А плетеный холст с изображением Виктора Воробьева за компьютером в 1998 году на курсах по веб-дизайну для художников заставляет задуматься о сущности акта творения и о роли технологии в искусстве. 

Работы рано ушедшего из жизни Молдакула Нарымбетова – художника-шамана, лидера группы «Кызыл трактор» – не демонстрировались в Алматы уже много лет. На монументальном по размеру холсте Нарымбетов написал оммаж, посвященный известной картине Анри Матисса «Танец». В композицию автор включил фигуры художников – соратников по «Кызыл трактору» Смайла Баялиева, Арыстанбека Шалбаева, Виталия Симакова, Саида Атабекова и самого себя в процессе танца и музицирования, указывая на их собственные перформансы 1990-х годов, которые часто сопровождались шаманскими танцами и музыкой.

Куратором этой уникальной выставки стал киргизский художник и архитектор Улан Джапаров. Сам он представил в рамках проекта свое видео «Корабль плывет», снятое на острове Ольхон на Байкале. Эта работа и дала название выставке. В своем видео художник проделывает перформанс – сначала делает бумажный кораблик, надевает его на голову и ныряет в воду. Это действие заставляет бумажный кораблик плыть по поверхности озера самостоятельно. В перформансе затронуты темы судьбы художника, оставляющего после себя лишь исчезающий след, и освобождения человека в целом, растворения во Всеобщем.
В ироничном совместном видео Александра Угая и Романа Маскалева в составе группы «Бронепоезд» авторы сначала спрашивают у прохожих, в чем социальная миссия художника и что значит быть художником. Во второй части художник пытается претворить в жизнь ответы обывателей. 

Выставка не стремится дать исчерпывающий ответ на вопрос о роли художника, но показывает различные позиции. Несмотря на то что у художника может быть много ролей и они могут меняться с ходом времени, неизменным остается только одно – желание творить.