Легко ли быть молодым... писателем?

Легко ли быть молодым... писателем?
Фото предоставлено Клубом Писателей Казахстана 

Новым направлением развития Алматы становится креативная экономика.

Ее еще называют экономикой знаний, потому что она целиком основана на интеллектуальной деятельности, где задействуется искусство, культура, бизнес и технологии. Для создания креативного потенциала сегодня в мегаполисе модернизированы библиотеки, коворкинг-центры, создаются творческие хабы. Еще в городе действует независимый Клуб писателей.

«Поверьте, пишут сейчас многие», – Андрей Орлов, основатель Клуба писателей 

Клуб писателей Казахстана был создан в 2017 году в Алматы, основал его энтузиаст Андрей Орлов со своими единомышленниками. Андрей родом из Павлодара и со школьных лет увлекался писательством, работал в газетах. По образованию он педагог, но по профессии в школе не работает, говорит – не взяли из-за татуировок на шее. Последние шесть лет занимается интернет-маркетингом, организацией образовательных проектов и учит копирайтингу.

– Клуб писателей – мое хобби, которое в перспективе я хочу превратить в проект, приносящий еще больше удовольствия и результатов, в том числе и в материальном плане. В конце 2017 года я уволился с работы. Стал думать, чем заниматься дальше. Мне предложили помочь в организации мастер-класса российской писательницы Ларисы Парфентьевой. После знакомства с ней и прочтения ее книги «100 способов изменить жизнь», я понял, что хочу по-новому начать работать в сфере писательского ремесла, – говорит Андрей.

Когда клуб открылся, его создатели не требовали членских взносов, отборов и прочих обрядов. По словам Андрея, они были рады каждому, кто присоединялся, – помогали проводить творческие вечера или поддерживали в публикации. В настоящее время в алматинском сообществе насчитывается более 135 человек, считающих себя писателями, а в столичном – таких  65.

За четыре года Клуб писателей Казахстана провел более 150 мероприятий, издал три сборника стихов и прозы, в которые вошли работы более 140 авторов. Резиденты сообщества начинают выпускать свои книги и добиваются успеха.

– Наша гордость – это успехи участников клуба. В 2020 году Агата Ниязова-Белова издала серию детских книжек и презентовала их в Алматы и Нур-Султане, – рассказывает Андрей. Сейчас к изданию свои книги готовят Анастасия Смитюк и Екатерина Алимп-Даниленко. Мы не говорим, что это наша заслуга. Но очень часто ребята находят в клубе для себя мотивацию, полезные связи, единомышленников, приобретают опыт. Наше достижение – это три сборника произведений членов клуба, которые были изданы на средства самих авторов. То есть мы делили общую стоимость тиража на количество публикуемых авторов и издавали книгу. Не скажу, что это правильный вариант, но для начала нам это подходило. Сейчас уже нет, теперь мы будем искать спонсоров для следующего сборника.

По словам Андрея, молодым писателям очень сложно в настоящее время, так как издательское дело неразвито. В Алматы более 220 издательств, но лишь единицы из них готовы работать с автором и профинансировать издание его книги.

– Книга – это твой стартап. Насколько усердно ты будешь этим заниматься, настолько отличными будут твои результаты. Я сразу дал себе такую установку и развиваю свое творчество, и Клуб писателей Казахстана работает по принципу стартапа. К примеру, я издал свою книгу летом 2018 года. Это первый изданный в Казахстане роман-ужастик «Призрак Лагеря Грауенхафт». Я все сделал, чтобы стартануть эффектно, получить узнаваемость, войти в тусовку коллег, – вспоминает  наш герой.

Андрей Орлов уверяет, что сейчас обществом востребована литература на казахском языке. Он часто бывает на презентациях казахоязычных писателей, и там всегда много гостей. Но, к сожалению, сегодня мало качественной отечественной литературы на казахском языке.

– Многие заблуждаются и представляют себе образ писателя романтичным, как это было в Золотом веке. Когда Пушкин был основным общественным информатором, законодателем слова и зарабатывал хорошо. Но сейчас XXI век и книга – это бизнес, писатель – это профессия. Несмотря на весь ваш талант, нужно много работать и знать все нюансы, – считает он.

Клуб писателей работает с приложением iKitapDykeni, где публикуется только казахстанская литература. Там есть раздел с электронными книгами авторов Клуба писателей Казахстана, плюс приложения – там можно продавать свои книги.

Как говорит Андрей, издательства смотрят бэкграунд автора, его цели и общую базовую подготовку, а еще на личный бренд писателя. Издательство тоже хочет быть уверенным, что у него есть аудитория и книги будут продаваться.

– Сейчас есть возможность печатать книги, публиковать их в электронном варианте, записывать аудио­книги, подкасты, видеообзоры и прочее. Но иногда писатели выбирают онлайн-платформы как единственное место для продвижения своего творчества. Пример тому казахстанский писатель Данияр Сугралинов. Он стал популярным еще в 2008 году с книгой «Кирпичи» и до сих пор не сдает позиций, – говорит Андрей.

В планах сообщества провести большой фестиваль на премию. В настоящее время отделения Клуба писателей появились в Шымкенте, Павлодаре и Караганде.

Своими мыслями о литературной деятельности делятся самые молодые резиденты Клуба писателей Казахстана – Аян и Эрик. «Видеть целые миры в одной фразе»

Аян коренная алматинка, которая ориентируется только по горам в любом городе. Она выучилась на учителя английского и корейского языка и в настоящее время работает в одной из школ Алматы. Она начала со школьной скамьи сочинять рассказы.

– Родители и родственники всегда говорят, что я с детства такая творческая была, «вечно что-то придумывала». В средней школе писала стихи и короткие рассказы, в университете увлеклась фикрайтерством – это ситуативные рассказы с реальными людьми, но с выдуманной историей. После университета фикрайтерсво стало для меня серьезным поворотом, – говорит Аян.

Свой первый подростковый роман Аян написала в 19 лет на день рождения сестренке. Ее творчество – это рассказы, фанфики о звездах корейской поп-культуры и есть пару работ с персонажами Гарри Поттера. В настоящее время она работает над историей в жанре фэнтези о полукровке-эльфе, истории любви богатого парня и бедной девушки.

Молодая писательница говорит, что ее аудитория – девушки от 20 лет и старше и подростки, но возраст читателей будет расти вместе с ее творчеством. Свои фанфики она публиковала в социальных сетях, и читатели всегда требовали продолжения истории.

– Писатель должен быть уверенным в себе, усердно работать, находить связи. Так как современного читателя очень трудно удивить – думаю, у начинающего писателя должна быть какая-та изюминка, чтобы люди хотели читать его произведения. Я все еще в поисках своей уникальности, может, поэтому держу до сих пор свои рассказы в черновиках. Писатель должен отобразить целые миры в одной фразе, – считает Аян.



«Поэт – это публичная личность, способная продвигать свои и чужие мысли через стихотворения»

Алматинец Эрик, несмотря на техническую профессию, в свободное время пишет стихи. Его родители занимаются поэзией, и он решил попробовать себя еще в пятом классе.

– Через какое-то время сильно увлекся и углубился в изучение стихосложения, стараясь придавать стихотворениям глубокий смысл и приятный вид. Первый стих был про пчелку, а второй про – кузнечика. В настоящее время я затрагиваю такие темы, как взаимоотношения людей, их ошибки, мысли и чувства, стремления и великие цели, смысл жизни. О количестве стихов сказать трудно, но в социальных сетях опубликовано более полутораста моих стихотворений начиная с 2017 года. Взяв псевдоним Эрнест, уже чуть больше года активно выступаю на мероприятиях Клуба писателей Казахстана и в Арт-убежище «Бункер». Вступив в клуб и встретив много интересных и разных писателей, моя тяга к книгам постепенно просыпается, – рассказал Эрик.

Автор выкладывает свои произведения в социальных сетях, на платформе Стихи.ру. и имеет свой сборник «Древоточения».

– Мое мнение таково: сегодня поэт – это в первую очередь публичная личность, способная продвигать свои или чужие идеи и мысли через стихотворения, написанные доступно и привлекательно. Разве есть смысл в строках, которые никто не услышит или не прочтет? Стихотворения должны дойти до людей, тогда они оставят свой след, – считает поэт.