Любить и прощать

«Осенняя соната» знаменитого шведского режиссера театра и кино Ингмара Бергмана зазвучала в алматинской Лермонтовке

Любить и прощать

Многим эта история знакома благодаря одноименному фильму, вышедшему на экраны еще в 1978 году.

Ева, жена деревенского пастора, приглашает к себе в гости свою мать, Шарлотту, с которой не встречалась уже семь лет. Ее мать – всемирно известная пианистка, женщина талантливая, эгоистичная, стареющая, похоронившая нескольких мужей. Ева не столь талантлива, как мать, хотя тоже неплохо играет на фортепиано, написала две книги; но главное ее призвание – быть хозяйкой дома, женой, матерью и любящей сестрой. При этом все в ее жизни складывается несчастливо: мужа она очень уважает, но не любит по-настоящему, их сын утонул в четырехлетнем возрасте, да и мать никогда не любила ее. Эва забирает из больницы свою больную сестру Хелену, страдающую параличом, речь которой понимает лишь она одна.

Историю о сложной женской доле на сцене Лермонтовки поставила режиссер театра «АRТиШОК» Галина Пьянова. Впрочем, несмотря на это, спектакль удивительно вписывается в репертуар академического театра. В нем нет ничего экспериментального, на первом плане – непростая история судьбы талантливой женщины, которая вынуждена выбирать между семьей и карьерой.

Это, конечно, Шарлотта, которая отдала предпочтение своему призванию в ущерб семье. А спустя много лет, приехав в гости к старшей дочери, обнаружила, что в семье стала чужой, как ни старалась. И теперь Ева, которой пришлось взять все семейные заботы на себя, обвиняет ее в этом…

Основной конфликт разворачивается между матерью и дочерью, и это неслучайно. Они обе – как зеркало друг для друга. Ева видит в Шарлотте успешную талантливую женщину, которая греется в лучах славы. В глубине души она мечтала стать такой, как мать, ведь тоже занимается, но всегда понимала, что не так талантлива, и сделала иной выбор – в пользу семьи с ее проблемами. Возможно, в какой-то степени теперь она не только обвиняет мать в безразличии, но и завидует ей. Впрочем, Шарлотту тоже не назовешь счастливой женщиной. Она известна на весь мир, но лишена семейного тепла и близости с самыми родными людьми –  своими детьми. При этом вряд ли она была бы счастлива, если бы когда-то сделала иной выбор – в пользу семьи. Иллюстрация этому – старшая дочь Шарлотты Ева – ее зеркало…

Непростые отношения двух самых близких друг другу женщин успешно демонстрируют на сцене заслуженный деятель РК Ирина Лебсак (Шарлотта) и Лидия Лагунова (Ева). Образ талантливой пианистки с тягой к театральности не только на сцене, но и в жизни идеально подошел Ирине Лебсак. Не зря много лет назад, посмотрев фильм Ингмара Бергмана, актриса мечтала сыграть именно эту роль, хотя в то время по возрасту ей больше подходили дочери.

– Отношения родителей и детей – всегда очень важная и сложная тема. Хорошо понимаю свою Шарлотту, которая немного заблудилась в жизненных приоритетах, и оправдываю. Она смогла признать свои ошибки. 

В целом обеих героинь, и мать, и старшую дочь, несмотря на все противоречия, объединяет желание найти свое место в жизни.

Вот только идеального выбора для них не существует. Всегда приходится чем-то жертвовать. При этом режиссер все же настроен оптимистично.

– В этой истории мне хочется говорить о любви, об умении прощать друг другу ошибки, потому что они ведь не такие уж и страшные, когда есть чувства, а связь матери и детей неразрывна, – рассуждает Галина Пьянова. – Еще для меня этот спектакль о бессмысленном желании вернуть прошлое, чтобы что-то в нем переделать. Это нереально, но всегда можно попробовать вместе построить будущее.

На протяжении всего спектакля чувствуется горечь обид и несбывшихся надежд, однако вопреки всему сквозь них пробивается росток любви, которая, возможно, сможет все исправить.