Монументальная история

На тернистом пути свободы и независимости.

Вчера, 7 апреля, было семь дней, как ушел из жизни известный казахстанский скульптор и архитектор, один из авторов Государственного герба Республики Казахстан Шота Валиханов. Он является автором монумента Независимости на главной площади Алматы и ряда крупнейших архитектурно-строительных комплексов, зданий, мемориалов и памятников. Среди них здание ЦК Компартии Казахстана, монумент жертвам атомных испытаний в Семипалатинске, памятники – Чокану Валиханову, Алиби Джангельдину, Токашу Бокину, Гани Муратбаеву, Динмухамеду Кунаеву – в Алматы, Ахмеду Байтурсынову – в Кустанае, Дважды Герою Советского союза Талгату Бигельдинову в Кокшетау и ряд других.

Монумент Независимости

Идея создания монумента Независимости была подсказана Нурсултаном Назарбаевым. В 1993 году Шота Валиханов был включен в состав правительственной делегации, которая направлялась в Египет. В Луксоре Глава государства обратил внимание на одиноко стоящий у входа обелиск.

– И он стоил того, – вспоминал Шота Идрисович. – Насколько мне было известно, при Луксорском храме некогда имелся еще один такой же обелиск, но он был вывезен Наполеоном для Жозефины, своей возлюбленной. Он и поныне стоит на площади Согласия в Париже. Американцы этот же обелиск, увеличив в размерах в несколько раз, повторили в Вашингтоне. «А почему бы нам не построить нечто подобное у себя дома в честь обретения Казахстаном независимости?» – спросил меня Президент.
По возвращении домой Шота Валиханов собрал авторскую группу из талантливых молодых скульпторов и архитекторов. Работу они начали с изучения мирового опыта по созданию подобных памятников.

Колонна императора Трояна в Риме, Александрийская колонна в Санкт-Петербурге, колонна Нельсона на Тра­фальгарской площади в Лондоне, Триум­фальная арка на площади Звезды (ныне площадь Шарля де Голля)... Все они сооружены одним методом – на колонну с капителью водружалась скульптура. 

Было разработано шесть вариантов будущего монумента, и 5 июля 1994 года Президент и члены правительства РК дали положительную оценку одному из них. Монумент Независимости решили установить в Алматы на площади Республики. Комплекс представляет собой целостное художественное произведение, синтезирующее архитектуру, скульптуру, тексты изречений выдающихся деятелей науки, культуры и государства. Центром композиции является 28-метровая вертикальная пластическая стела, напоминающая рельефные мангышлакские кулпытасы (памятники). Ее силуэт очень органично завершается фигурой «золотого» воина в островерхом шлеме. Он словно запечатлен в полете на крылатом барсе между широтой земли и бескрайностью неба. Его гордая осанка, зоркий взгляд свидетельствуют о вселенской свободе духа, присущей сыну степей и гор. 

У подножия стелы размещена скульптурная группа, состоящая из аллегорических фигур – мудреца-неба, матери-земли и двоих детей на жеребятах, которые символизируют молодость нашей республики. Все эти фигуры вписываются в квадрат, олицетворяющий устойчивость и прочность семьи.

Позади стелы, на расстоянии восемнадцати метров, подковообразно по кругу размещены десять рельефно-скульптурных стенок. В них нашли отражение исторические темы с древнейших времен до наших дней. 

Первым рельефом передана эпоха царицы массагетских саков (древних предков казахов) – Томирис. 

Во втором нашла отражение эпоха аль-Фараби, в период которой получили развитие многие науки. Рядом с ним Мухаммед Хайдар Дулати. Чуть ниже Коркыт-ата с кобызом, а в левом нижнем углу запечатлен сюжет из легенды о происхождении тюркских народов от небесного волка.

Третий посвящен образованию в XIV веке казахского ханства, основателями которого были ханы Аз-Жанибек и Керей.

На четвертом изображен самый печальный период в истории казахов, который получил название «Актабан шубырынды, алка кул сулама». В 1773 году в результате внезапного нашествия калмыков казахские аулы были разграблены, около миллиона человек погибли, многие уведены в плен… Печальная песня «Елім ай» – «О, родина моя», которая поется и по сию пору, появилась именно в ту годину.

На пятом рельфе изображен поединок молодого хана Абылая с калмыкским нойоном Шарышем, где победителем вышел первый. С этого дня народ под предводительством Абылая поднялся на защиту родины.

Шестой рельеф, где изображены Федор Достоевский, Чокан Валиханов, Тарас Шевченко, символизирует дружбу между великими сынами Казахстана, России и Украины.

В седьмом отражено народно-освободительное движение против колониального гнета под предводительством сына Кенесары – султана Садыка. Очевидцы свидетельствовали об этом человеке: «…Султан Садык со знаменем в руке простоял около часа недалеко от линии огня. Солдаты стреляли в него так ожесточенно, что полотно знамени было продырявлено подобно ситу, но Бог сохранил султана невредимым».

Центром композиции восьмого рельефа стала фигура генерала Панфилова и Бауыржана Момышулы. В правом отсеке изображена смертельно раненая Алия Молдагулова.

– Через последний сюжет мы хотели передать мысль о том, что участие женщин в войне является большой трагедией, – говорил Шота Валиханов. – Ведь главное их предназначение – любить и быть любимыми.

Тема девятого – декабрьские события 1986 года. И, наконец, десятый рельеф – провозглашение Независимости Казахстана. На его обратной стороне изображены памятники архитектуры – мавзолеи Ходжи Ахмеда Яссауи, ханов Алаша и Жоши, Айши-биби и т. д. 

У казахов испокон веков есть обычай прикасаться к национальным святыням рукой. Учитывая этот ритуал, у подножия стелы авторы поместили раскрытую книгу с отпечатком ладони. На левой стороне книги произведена древнетюркская надпись «Сеч авын», что означает – «Выбери и блаженствуй».

– Человек получает удовлетворение, если имеет возможность выбора друга, невесты, жениха, жизненного пути, президента, – говорил Шота Валиханов. – Прикладывая ладонь к книге, он как бы делает свой выбор и получает благословение.

Над созданием монумента Независимости вместе с мэтром работали скульпторы и архитекторы Адилет Жумабаев, Нурлан Далбай, Кайрат Суранчиев, Казыбек Жарылгапов, Калдыбай Монтахаев, Мурат Мансуров, Азат Баярлин, Казыбек Сатыбалдин.

Памятник Кенесары Касымову

В Нур-Султане, на берегу Есиля (Ишима) стоит памятник последнему казахскому хану – Кенесары, выполненный творческой группой – архитектором Шотой Валихановым, скульптором Нурланом Далбаем и инженером Абдысагитом Татыгуловым.

В 1821 году скончался старший сын Абылай хана – хан Среднего жуза Вали. Согласно установившимся многовековым традициям на всеобщем курултае бии, батыры, потомки Абылай хана и просто знатные люди жуза новым ханом избрали старшего сына Вали – Губайдуллу.

Недовольная решением казахского «сейма» царская администрация решила низложить только что избранного хана. Карательный отряд сотника Карбышева арестовал его в Баянауле. Позже Губайдуллу, как некогда светлейшего князя Меньшикова, сослали в Березов, или, как говорили казахи, в «итжеккен» – «край собачьих упряжек».

Это было время активного наступления на ханскую власть. Готовились административные реформы. Уставы «О сибирских киргизах» и «Об оренбургских киргизах», разработанные в 1822–1824 годах, призваны были облегчить захват казахских земель царской администрацией и оттеснить казахов на малоплодородные земли. 

По этому поводу 17 сентября 1824 года младший сын хана Абылая, султан Касым, отправил письмо генерал-губернатору Западной Сибири Капцевичу. Оно гласило: «Еще по наследству отца моего Абылая и брата Валия утвержден на ханство Губайдулла, который насильственно захвачен с товарищем его Торуайгыром. По какой причине сие сделано? Если он, Губайдулла, учинил для России какие-либо злодейские поступки, то о сем меня известить нужно, если же он сделал что-либо вредное для киргизского народа, то должно бы было предоставить сие в разбирательство наше. Если Вы о поступке того родственника моего меня не известите, то мы найдем случай о сем просить и тогда на нас уже не гневайтесь.

…По миролюбивому согласию государыня императрица и отец мой хан Абылай учредили черту линий. Если же не будет здесь уничтожено строение и не перестанется чиниться киргизам вред, то в таком случае на нас не прогневайтесь…Сие есть не от одного меня ходатайство. Во-первых, исполняю сие по соизволению Божию, а во-вторых, с совета единоверцев старейших наших, обитающих в разных странах…» (Сборник «Казахско-русские отношения в XVIII-XIX веках». Алма-Ата. 1964 г. стр. 215-216).

В связи с этим заявлением сыновья Касыма Саржан и Есенгельди начинают выступать защитниками казахских земель. Теснимые царскими карательными отрядами они со своими приверженцами перекочевали в пределы Кокандского ханства, надеясь заручиться его поддержкой. Но кокандское ханство тоже начинает угнетать казахов: отбирает земли, население облагает непосильными поборами… Когда сыновья султана Касыма решили разобраться со всем этим, то по предательству ташкентского наместника кокандского хана они были взяты в плен и убиты. По некоторым данным, вместе с ними погиб и сам Касым. С этого момента на историческую арену выходит их младший брат Кенесары. Самыми близкими его сподвижниками стали братья Наурызбай, Абулгазы и Муса, а также племянники Ержан, Кудайменде, Иса, Кошкарбай и др. Сестра Бопай, возглавив один из отрядов, тоже принимала участие в сражениях.

Борьба благодаря всеобщей поддержке народа длилась около десяти лет. 

Кенесары десять лет провел на коне, в походах, нападал на военные укрепления, сражался с карательными отрядами. 7 августа 1832 года он атаковал Акмолинскую крепость и взял ее. 

– Нами было сделано много вариантов, изучено большое количество исторических материалов, – рассказывал Шота Идрисович. – В процессе работы мы использовали один из эскизов нашего памятника Абылайхану, видя в этом некоторую преемственность, так как Кенесары является внуком великого хана. Все это помогло нам широко раскрыть образ нашего предка, отдавшего свою жизнь за свободу и независимость родной земли. 

Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!

Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!

Ваша реакция?
Нравится 0
Не нравится 0
Смешно 0
Возмутительно 0
×
$ 447.4  477.55  4.76
Алматы 13.5°