Роман с историей

Роман с историей
Фото из архива семьи Мориса Симашко

О творчестве народного писателя Казахстана Мориса Симашко говорили международные эксперты в Алматы.

Международные литературные чтения, посвященные творчеству Мориса Давидовича Симашко, собрали в онлайн-формате писателей, публицистов, литературоведов Казахстана, а также стран ближнего и дальнего зарубежья. 

Инициировала проведение конференции Республиканская еврейская библиотека, носящая имя писателя. Наряду с ней организаторами Симашкинских чтений выступили ассоциация «Мицва», Институт литературы и искусства имени М. О. Ауэзова, научно-экспертная группа Ассамблеи народа Казахстана города Алматы.

Открывая конференцию, пред­­седатель совета ассоциации «Мицва», член Совета АНК Александр Барон подчеркнул, что в своем творчестве Морис Симашко делал акцент на важности сближения культур, диалога цивилизаций.

– Произведения народного писателя, лауреата казахстанской Президентской премии мира и духовного согласия, одного из основателей Международного казахского ПЕН-клуба Мориса Симашко проникнуты глубоким гуманизмом, – отметил Александр Барон. – Писатель приглашает читателя в путешествие во времени, находит в исторических событиях ценный материал для осмысления современности. Автор говорит с читателем о взаимном проникновении культур. Он рассуждает о том, насколько важно знать свои корни и при этом быть открытым миру.

Директор ИЛИ имени М.  О.  Ауэзова, доктор филологических наук, заслуженный деятель РК Кенжехан Матыжанов в свою очередь заметил, что у писателя были особые отношения со временем и историей: люди и события воплощают в его художественных произведениях дух определенной исторической эпохи. Он добавил, что именно Казахстан стал местом приложения творческой мысли и чувств Мориса Симашко, который определял литературу как сложный процесс, тысячами нитей связанный с состоянием общества.

Новый мир

Ведущая конференции – заведующая отделом международных связей ИЛИ имени М.О. Ауэзова кандидат филологических наук Светлана Ананьева напомнила основные этапы творческой биографии Мориса Симашко. Писателю часто выпадала роль первопроходца в литературе. Так, Морис Симашко вошел в историю как один из первых мастеров исторической прозы в Центральной Азии; фронтовик, прошедший штрафбат, он стал первым автором в СССР, написавшим произведение о штрафных батальонах «Гу-га»; плодотворно работая в области литературного перевода, писатель первым перевел на русский язык трилогию Ильяса Есенберлина «Кочевники»; Морис Симашко стал первым казахстанским литератором, которого опубликовал «Новый мир»: это была повесть «В черных песках» (1958).

В одном из очерков сам писатель вспоминал, как переступил порог кабинета главного редактора «Нового мира» Александра Твардовского с рукописью своей повести о борьбе с басмачами – в первоначальном варианте она называлась «Повесть черных песков». Симашко с этой рукописью уже успел обойти несколько столичных журналов, где выразили готовность опубликовать ее. Твардовский, узнав об этом, отреагировал с некоторой ревностью, сказав: «У нас в журнале большой опыт работы с молодыми авторами, поэтому правильно, что вы к нам пришли». Единственная поправка, которую сделал Твардовский при публикации в «Новом мире», – изменил название, в итоге повесть стала называться «В черных песках».

С опубликования повести в «Новом мире» начался путь писателя в большую литературу.

Открытие Бейбарса

Народный писатель Казахстана, государственный и общественный деятель, дипломат, директор Международного центра сближения культур под эгидой ЮНЕСКО Олжас Сулейменов вспомнил о том, как невзначай во время беседы подал Морису Симашко идею повести «Емшан»: 

– Я тогда изучал историю Средневековья, влияние тюрков на культурные процессы в Евразии и наткнулся в украинском архиве на материал о молодых кыпчаках, которых продавали на невольничьих рынках в Крыму на юго-запад Азии, на Ближний Восток, в Северную Африку. Этих парней помещали в военные школы, нечто вроде средневековых суворовских училищ, и там воспитывали в строгости. После нашего разговора Симашко погрузился в изучение этой темы, так родилась его повесть «Емшан», которая фактически открыла миру султана Бейбарса. 

По мнению корифея отечественной литературы, повести и романы Симашко раскрывают пласты казахской истории, истории Востока в целом и воспитывают читательский интерес к истории. 

Тесное общение писателей пришлось на 70-е годы прошлого века.

– Во многом это было счастливое время для творчества, издания произведений, – вспомнил Олжас Сулейменов, – но и непростых моментов тоже хватало, и о них с Морисом Симашко можно было говорить – он умел слушать, давал выговориться.

Человек с большой буквы

О человеческих качествах Мориса Симашко говорил и член Международного казахского ПЕН-клуба, член Союза писателей РК прозаик и поэт Адольф Арцишевский. Он рассказал, что писатель не терпел несправедливости и помогал коллегам отстаивать правду.

– Как-то надо мной сгустились тучи, я узнал, что в «Литературной газете» готовится к выходу статья, в которой меня подвергали нелепым обвинениям. Я встретил Мориса Симашко в коридоре Союза писателей. Узнав, почему я не в духе, он принял решительные меры, чтобы не допустить этой публикации – звонил в Москву, набирал разные номера, вел переговоры. В итоге материал сняли с уже сверстанной полосы, – с благодарностью вспомнил писатель. 

Адольф Арцишевский добавил, что жанр исторической прозы помогал Морису Симашко в трудные времена обойти цензуру, поднимать в своих произведениях проблему духовной свободы и в этом плане его произведения также представляют большую ценность.

Между двух огней 

На конференции отмечалось, что среди произведений Мориса Симашко есть как бы стоящие особняком. По сути, это автобиографические произведения. В их числе «Гу-га». Эту повесть о штрафбатах Морис Симашко создал еще в доперестроечные времена – в 1982 году, описав в ней собственную фронтовую судьбу.

О том, как Симашко попал в штрафбат, ранее рассказывал его друг, ушедший от нас в прошлом году, ветеран Великой Отечественной войны гвардии полковник Леонид Гирш: 

– В Джизаке, под Ташкентом, Морис поступил в летную школу. Это было в 1942 году. Летать курсанты учились на легких бомбардировщиках «Су-2», а у Мориса была суженая, которая жила километрах в десяти от Ташкента. Когда он собирался в очередной полет, у него родилась опасная идея – прилететь к ней на свидание… Морис исчез из эфира. Командование решило, что самолет упал, бросили силы на поиск истребителя и пилота… В итоге Морис попал под трибунал, дальше были штрафбат и линия фронта.

Через повествование о штрафбате, как свойственно вообще большим писателям, Симашко показал всю трагедию войны, жестокость того времени. Солдаты штрафбата находились меж двух огней: с одной стороны – враг, а позади – заградотряды. Штрафники поднимались в атаку под возглас «Гу-га», что означало некий, более жесткий эквивалент «Ура». Выжить штрафникам было фактически нереально, однако Морис Симашко выжил, чтобы поведать об этом миру. 

Нобелевский номинант

В конце 1980-х Морис Симашко был выдвинут Союзом писателей РК и Международным казахским ПЕН-клубом на соискание Нобелевской премии по литературе за роман «Семирамида» (1988).

«Семирамида» – это мой анти-Пикуль... Важно было опровергнуть подхваченное публикой утверждение о том, что движущей силой русской истории является фаворитизм. Но куда, извините, девалось тогда Просвещение?» – рассуждал писатель.

Морис Симашко показал русскую царицу как последовательницу Петра Великого, императрицу, которая была привержена идеям реформ, идеям просвещения. В итоге роман, над которым писатель трудился пять лет, стал событием в мире русской литературы – произведение перевели на иностранные языки. «Семирамида» по сей день остается одним из самых ярких произведений о Екатерине Великой.

Своим главным творением Морис Симашко считал роман «Четвертый Рим». По собственному признанию, он писал его всю жизнь – с конца 1940-х по 2000-й. Это биографическое произведение: через судьбу своей семьи писатель показывает исторические процессы XX века. Это роман-исповедь, который говорит читателю, что в конечном итоге мир держится на доброте и человечности.

Написано алмазным резцом

По убеждению культуролога, кандидата филологических наук, заслуженного деятеля РК Мурата Ауэзова, Морис Симашко через горький запах полыни просто и убедительно рассказывал нашу историю. Отсюда – абсолютная достоверность характеров от времен Бейбарса и персидского Средневековья до современности:

– Он из истории пришел в наш мир. Опыт многих сотен поколений сконцентрирован в его прозе, которой присущи особый ритм и стиль, особая расстановка слов.

В своем выступлении глава Международного казахского ПЕН-клуба, писатель, журналист, публицист Бигельды Габдуллин отметил, что любое произведение Симашко заслуживает самой высокой оценки и привел цитату из книги «Перпендикуляр» известного русского писателя Михаила Веллера: «Хотелось бы упомянуть только еще об одном человеке, об одном из выдающихся, интереснейших, лучших русских писателей ХХ века… Этого человека звали Морис Симашко… Он написал несколько гениальных вещей. Я повторяю – гениальных вещей. А в частности, это роман «Маздак»… Потом написал непревзойденную по мастерству и стилю повесть «Емшан». И написано это по законам очень короткой прозы. Написано это алмазным резцом».

Литературное наследие Мориса Симашко богато на яркие творческие образы. Наряду с перечисленными повестями и романами он создал такие произведения, как «Маздак» (1971, аллюзия на Октябрьскую революцию), «Искупление Дабира» (1979), «Колокол» (1981, об Ибрае Алтынсарине), «Искушение Фраги» (1960), «Хадж Хайяма» (1965), Парфянская баллада (1966, сказание о Вис и Рамине).

Писатель создал сценарии к экранизациям своих произведений. В их числе автор сценария кинофильмов «Случай в Даш-Кале» (1963), «В черных песках» (1972), «Фраги – разлученный со счастьем» (1984), «Султан-Бейбарс» (1989), «Гу-га» (1990).

Планируется, что Между­народные чтения будут проводиться ежегодно в день рождения писателя – 18 марта. 

В этом году готовится издание сборника исследовательских статей, посвященных творчеству писателя, а также выпуск медали в честь Мориса Симашко. Награда будет присуждаться исследователям, внесшим вклад в изучение и популяризацию литературного наследия писателя.

Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!