Алматинцы собрали консилиум по деятельности системы медстрахования.
Частные случаи
Почему при наличии гарантии государства система обязательного социального медицинского страхования (ОСМС) дает сбой и не защищает интересы граждан в сфере охраны здоровья?
Алматинка Татьяна Бекайкина озвучила вопрос, что на устах у многих алматинцев – работа частных медицинских центров (ЧМО) в рамках ОСМС:
– Мой супруг прикрепился к медицинскому центру «Хак» осенью прошлого года, – рассказала Татьяна, добропорядочный старожил группы «Приемный покой». – По направлению гастроэнтеролога мужу нужно было пройти ФГДС. Оказалось, что для пациентов по страховке запись формальная, обслуживание – по живой очереди, при этом работает всего один аппарат, и само обследование делают только в определенное время – 2–4 часа в день. Просидев в очереди два дня с 8 утра до конца работы кабинета ФГДС, мужу стало ясно, что пройти обследование просто нереально, так как преимущество было у тех пациентов, кто пришел делать его платно, а пациентам по страховке все делали по остаточному принципу. После моего первого обращения в группу с мужем связались и назначили ему время, и через несколько дней сделали ФГДС. После этого врач назначил лечение на месяц, а потом нужно было снова пройти обследование, чтобы посмотреть, насколько оно подействовало. Но через месяц записаться не получилось, так как выяснилось, что клиника записывает по одному человеку по ОСМС в день, и все оказалось занято на два месяца вперед. Мужа записали на 11 января на 9.20 (есть СМС), но девушка сказала, что очередь все равно будет живая, поэтому посоветовала прийти к 8 утра (зачем записывать на определенное время, а потом говорить, что очередь живая?!) Муж пришел к 8 утра, но принимать его не хотели: сначала ему пришлось доказывать на рецепшене, что он в принципе был записан, но нигде этого указано не было; потом ему сказали, что в приоритете идут платные больные, поэтому пусть он сначала пропустит платного пациента, который пришел позже.
Мой муж взрослый, платежеспособный, уважающий себя человек. На те отчисления, которые он делает по ОСМС, он вполне может позволить себе пройти все эти обследования платно, без всяких унижений и деления на платных и бесплатных, без очередей и разборок с девушками на рецепшене. Когда супруг прикреплялся к «Хаку», все мило ему улыбались и заверяли, что все у них отлично, нет разделения на платных и бесплатных, одинаковое отношение ко всем пациентам. Теперь, после всего пережитого, он больше не хочет иметь никакого отношения к этой организации.
А я все еще пытаюсь узнать, как регламентируется порядок обслуживания пациентов по ОСМС, причем не только в плане количества часов приема и объема исследований, но и в плане этики и деонтологии? Почему медицинские центры работают с пациентами по ОСМС, если знают, что не справляются? Почему клиники, которые получают деньги за пациентов, позволяют себе делить их на платных и бесплатных? И зачем нам платить все эти взносы в ФСМС, если в итоге за своевременные обследования и лечение нужно платить, а иначе можно ждать месяцами?
Все вопросы, мы переадресовали уполномоченному в здравоохранении органу.
Чиновники от медицины на этот раз отреагировали: «Спасибо за вашу активную позицию и настрой защищать свои права и права других пациентов в плане получения полноценной и квалифицированной медицинской помощи. Ваш сигнал будет направлен в медучреждение, о котором вы заявляете. Вам обязательно будет предоставлен ответ администрации».
Ну что ж, будем ожидать ответа от медцентра «Хак». А пока приведем другие примеры ненадлежащего обслуживания по ОСМС в частных медучреждениях:
Елена Николаевна: «Точно такая же история в АО ЦКБ «Совминка». Имея своего узкого специалиста, пациентов ВОП по ОСМС направляют в другие клиники, далеко не в шаговой доступности. Например, чтобы попасть к окулисту, я должна ждать до 15 января, пока они договор заключат с медцентром на Ауэзова, а там еще неизвестно, сколько в очереди стоять! Зато к их врачу за 7000 тенге наличными – Welcome сию же минуту! А когда в 2017 году набирали себе пациентов по организациям, «золотые горы» сулили, ссылаясь на отличную оснащенность клиники и укомплектованный персонал. А теперь для пациентов по ОСМС даже вход отдельный – на задворках!»
Горожанка Арина Пономарева: «Та же проблема с «Достармедом» в Алмагуле (на Сеченова уг. пр. Гагарина): для платников – все условия на первом этаже, вежливый улыбающийся персонал; для бюджетников – добро пожаловать на второй этаж по узким лестничным пролетам с высокими ступенями, для инвалидов – никакой инфраструктуры, пожаробезопасность – весьма сомнительна. Если не дай бог случится ЧП, бюджетникам туго придется. Особенно жалко пожилых людей с больными коленями – лифт для них не предусмотрен, как хотите, так и карабкайтесь. Многих туда прикрепили, не спросив согласия, по приказу УЗ. Но деньги-то из бюджета они получают на полноценное обслуживание прикрепленных!»
Читая такие отклики пациентов именно о частном секторе медицины в нашей системе государственного бесплатного медицинского обслуживания, невольно приходишь к печальным мыслям: куда мы шли и к чему пришли?
Жительница мегаполиса Инна Пчелянская так резюмирует высказывания алматинских пациентов: «Все чаще возникает вопрос: зачем мы перешли на ОСМС? Качество обслуживания и количество бесплатных услуг сильно уменьшились!»
И с этим нельзя не согласиться. Думаю, каждый, кто столкнулся как бюджетник с обслуживанием в ЧМО, присоединится к этому мнению.
– Зачем нам делать все эти отчисления по ОСМС, если в итоге за своевременные обследования и лечение нужно платить? – резонно спрашивает общественный деятель в области защиты прав пациентов Галия Тобатаева. – В противном случае можно ждать месяцами!
Последовала реакция и с официального аккаунта Фонда социального медицинского страхования (ФСМС): «Вопрос принят в работу. По итогам рассмотрения обращения будут приняты меры и предоставлен ответ. Также сообщаем, что для защиты своих прав пациентам необходимо обращаться в ФСМС по одному из каналов обратной связи – мобильному приложению Qoldau 24/7, в контакт-центр по номеру 1406, Telegram-канал SaqtandyryBot».
За оперативную реакцию на жалобу пациента, конечно, спасибо. Но у многих потенциальных пациентов частных медучреждений ответ ФСМС породил следующие резонные вопросы: почему, обращаясь в частное лечебное учреждение за медицинской помощью, мы должны быть готовы отстаивать свои права на получение ГОМБП? Почему пациенты, люди с проблемами здоровья по определению, вынуждены нервничать и заниматься кроме лечения еще и защитой своих прав?
Может, системе ОСМС пора вспомнить, что это государственная система социальной защиты интересов в сфере охраны здоровья населения, и взяться, наконец, за частный сектор в медицине?
«Вы рушите надежду на жизнь…»
Алматинец Улан Акшалов еще 12 декабря прошлого года обратился к УОЗ за конкретным и четким разъяснением по следующему вопросу:
– Управлением общественного здоровья Алматы была подана заявка в маслихат города на выделение денежных средств для закупа орфанных препаратов, в числе которых имеется препарат нусинерсен для лечения спинальной мышечной атрофии (СМА), который не зарегистрирован на территории РК. Решением маслихата от 30.10.2020 года заявка УОЗ была удовлетворена, денежные средства выделены, был объявлен тендер. Организатором тендера является Городская поликлиника № 11, однако тендер не состоялся, так как не было поставщиков данного препарата. По другим препаратам тендер прошел. Теперь на сайте tenderbot.kz указана сумма за 32 флакона данного препарата в размере чуть больше 1 миллиона тенге, хотя по подсчетам на 33 флакона должна быть сумма чуть больше 1 миллиарда тенге, поэтому и нет поставщиков.
Получается, эти деньги будут не освоены и вряд ли выделены на следующий год? Почему, сначала обнадежив нас, родителей больных детей, теперь вы рушите надежду на жизнь? Ведь это смертельно опасное заболевание! Данный препарат внесен в КНФ, для чего эти длительные действия? Такое ощущение, что все ждут, когда умрут наши дети, ведь тогда уже не надо будет тратить средства… Прошу дать конкретное разъяснение по данному вопросу и ответ, какие действия предпринимаются для обеспечения детей препаратом нусинерсен?
Из Управления общественного здоровья накануне нового года поступил ответ: «В связи с отсутствием нусинерсена на фармацевтическом рынке в конце 2020 года процедура закупа не состоялась. В настоящее время УОЗ Алматы формируется заявка на лекарственные средства на 2021 год. Для обеспечения лекарственным средством нусинерсен по нозологии «Спинальная мышечная атрофия» в заявку включены 9 пациентов. Вопрос выделения финансовых средств в компетенции Управления стратегии и бюджета акимата города Алматы».
Однако Улан остался не удовлетворен неконкретным ответом чиновников:
– Каковы планы по обеспечению препаратом нусинерсен детей Алматы? Какие сроки? Ведь заявка уже одобрена!
Эти вопросы чиновники пообещали разъяснить после новогодних праздников. Но, увы… Праздники прошли, ответов все нет…
Кто последний за вакциной?
Алматинка Катерина Маркова прислала в группу вопрос, который интересует сейчас многих:
– Моя мама преподает в Академии гражданской авиации. Она хочет получить вакцину от коронавируса «Спутник-V» в порядке первой очереди даже платно, но скорее. Только не говорите пожалуйста, что «прививки зло», «а маме не страшно?» и т.д. Я сама так называемый антипрививочник, но моя мама летом страшно болела коронавирусом и очень боится повтора. Куда обращаться, чтобы встать на очередь?
Мы перенаправили вопрос в уполномоченный орган. В Управлении общественного здоровья по городу Алматы пояснили: «В марте 2021 года планируется добровольная вакцинация против коронавирусной инфекции на территории Республики Казахстан производственной линии вакцины «Спутник V», разработанной в Российской Федерации. Вакцинация проводится согласно «Регистру прикрепленного населения» в поликлинике. По всем вопросам можете обратиться в администрацию поликлиники или же к своему участковому врачу».