Судьбы плетёт узор

Судьбы плетёт узор

С давних времен с помощью искусства вышивки люди изображали на одежде различные знаки и символы, выполняющие не только декоративные, но и защитные функции.

Абсолютно каждый элемент вышивки имеет определенное значение. Потомственная вышивальщица Фазилат Кадирова сохранила умение «писать» узоры, которое передавалось в их семье из поколения в поколение.

Фазилат Акрамовна частый гость на ярмарках ручной работы «Алматинской палаты ремесел». В своем шатре она всегда представляет богатый ассортимент колоритных тюбетеек, жилеток, сумочек и других предметов интерьера в этностиле.

Родом мастерица из древнего узбекского города Шахрисабз – там мастерство владения иглой и нитью всегда особенно ценилось. Вся ее династия по материнской линии занималась ручной вышивкой, и сейчас секреты мастерства Фазилат Акрамовна передает уже своим детям, а те в свою очередь передадут своим.

– Моя прабабушка Хончучук вышивала для ханского сарая. А бабушка Райхон очень красиво рисовала сюзане. Ее называли «чизмакаш», то есть рисовальщица, – рассказывает рукодельница. С самого детства она впитывала «науку» вышивания, наблюдала, как разноцветные нитки игриво переплетаются друг с другом, вплетаясь в ткань и превращаясь в удивительные узоры. Старательно изучала и значение каждого завиточка, чтобы передать эти древние традиции современному поколению. В вышивке нет простых узоров, у каждого рисунка свой сакральный смысл. Все линии и изгибы наполнены особым посылом. Какие-то узоры – для здоровья, какие-то – для благополучия, есть и для женского счастья. Но все они непременно имеют только добрый замысел.


Еще совсем маленькой девочкой мама привлекала Фазилат к ткачеству, а позже и к вышивке. Сегодня она ловко владеет нитью, как мама, а также готовит рисунки для своих изделий и красит шелк, как ее бабушка. А вечерами в мастерской ей помогают две дочери и сын – пока единственный мужчина, перенявший семейное ремесло.

– Сам процесс изготовления вышитой вещи разделяется на два основных этапа – создание рисунка и непосредственно вышивка, – рассказывает Фазилат Акрамовна. – Что интересно, умением создавать рисунки обладали немногие. Над узорами вышивки работали особо одаренные художницы-рисовальщицы, называемые «каламкаш» или «чизмакаш». Узоры наносились прямо на подготовленную ткань чернилами или тушью обычно при помощи тонко отточенной камышинки «калам». Если ткань была темной, узор наносился раствором желтой краски, слегка загущенной сахаром или патокой. Помимо заостренной камышинки использовались палочки, а также обыкновенные стальные перья. Искусство создания вышивки ценилось очень высоко. Умение девушки вышивать в несколько раз повышало выкуп за невесту. А «чизмакаш» были освобождены от всей работы по дому, даже включая присмотр за детьми.

Узоры, которые обычно используют на вышивке, – гранат, перец, миндаль и цветы. Они символизируют счастье, любовь, благоденствие и достаток. В вышивке узоров используется местный шелк слабого прядения, который окрашивают в нужный цвет натуральными красителями. От качества нити в вышивке зависит многое. Если нити сложены и скручены правильно, то готовое изделие будет выглядеть так, словно оно вышито бисером. Как много веков назад все это и сегодня выполняется вручную.

– Определить качество вышивки довольно легко. Достаточно согнуть вышитое полотно. И чем меньше белой основы будет видно под стежками, тем искуснее считается вышивка, – говорит мастерица.

У Фазилат есть цель, она хочет передавать молодежи традиции предков, а также научить сельских женщин этому ремеслу. Уже обучила более двадцати рукодельниц – и это только начало. Как отмечает сама вышивальщица, радует, что нынешняя молодежь очень интересуется культурой и традициями своего народа.