Тёплые узоры

Тёплые узоры
Фото Кайрата КОНУСПАЕВА

Уникальная выставка старинных казахских ковров ручной работы проходит в Алматы.

Экспозиция «Масатыдай құлпырған» собрана на основе отреставрированных ковров и ковровых изделий из фондов Центрального государственного музея РК. Это первая подобная выставка за тринадцать лет Независимости Казахстана.

– Здесь представлена ранее не выставлявшаяся и имеющая высокую художественно-историческую значимость уникальная коллекция традиционных казахских ковров южных, северных и западных регионов Казахстана. Выставка отреставрированных ковровых изделий приоткрывает секреты профессионального мастерства художников-реставраторов музея, которые поддерживают целостность памятников истории и культуры с момента их поступления в музей и на долгие годы сохраняют уникальные предметы культурного наследия. Их труд сложно переоценить. От того, как поставлена реставрационная работа зависит дальнейшее состояние хранящихся предметов. В нашем музее с 1986 года функционирует отдел реставрации. В настоящее время в отделе работают восемь высококвалифицированных художников-реставраторов высшей категории по направлениям живопись, графика, керамика, ткани, коврово-войлочные изделия, дерево, кожа, кость и металл. Все они прошли обучение и стажировку в Москве, Санкт-Петербурге и в Турции. Имеют большой стаж работы, – рассказала руководитель отдела реставрации ЦГМ РК Шолпан Турсынбаева.

Уникальные экспонаты ручной работы представляют собой 13 ворсовых ковров. Это также баскуры и коржын. Все изделия несут историю первой и второй половины XX века. Самому старому ковру в экспозиции 87 лет. 

– Это один из самых древних и крупных ковров на выставке. Его длина составляет более четырех метров. Ширина — около двух метров. Ориентировочно ковер был изготовлен в 1934 году в Южно-Казахстанской области. Но это приблизительная дата, основанная на данных хозяйки ковра. Она купила его в это время, более точных данных нет. Ковер был приобретен музеем в 1957 году, – рассказала куратор выставки, отметив, что изделие было изрядно потрепано временем, но реставраторы смогли восстановить утраченный узор, сшить укрепляющую основу.

По ее словам, коллекция музея пополняется благодаря неравнодушным алматинцам. Многие приносят ковры в фонд музея сами, так как считают, что это не просто вещь для украшения интерьера, а произведение искусства. И в этом они, несомненно, правы. Также редкие ковры появляются в стенах музея благодаря выездным экспедициям. В зависимости от своего состояния каждый ковер находится в реставрационных мастерских до трех месяцев. Это очень кропотливая и ответственная работа. Мастерам порой приходится восстанавливать изделия до мельчайших ворсинок, утраченных со временем.

– В ворсовых коврах элементы зачастую повторяются, активно используется красный цвет, символизирующий здоровье, красоту и плодородие. Тканые ковры надежно защищали кочевников от холода и зноя. Также они несли в себе сакральный смысл и выступали в роли оберегов. На изготовление ковра вручную уходит не менее трех месяцев, если изготавливают его несколько мастериц. Если ковер ткет один человек, то трудиться придется до года и более, – добавила Шолпан Турсынбаева.

В настоящее время коллекция госмузея насчитывает около 300 ворсовых ковров. Также в фонде музея имеются ковры из войлока – текемет и түскиіз. 

Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!