Учитель Великой степи

Рухани жаңғыру: ГЛАВНЫЕ ЦЕННОСТИ

Учитель  Великой степи

О новых исследованиях работ аль-Фараби.

Так сложилось, что исследователи аль-Фараби больше интересовались логическими, метафизическими и политическими аспектами его философской системы, пренебрегая образовательными концепциями. На самом деле образование является одним из важнейших условий в философской системе Второго учителя. Хотя в его книгах и нет разделов, специально посвященных образованию, любой, кто внимательно изучал его труды, обнаруживал достаточно высказываний и мыслей по данной теме.

На протяжении многих веков мыслители поднимали вопрос о том, чему должен научиться человек, чтобы быть гражданином, приносящим пользу и себе, и обществу. Согласно аль-Фараби, образование – это процесс создания идеального общества путем воспитания и подготовки индивидуумов к достижению совершенства и свободы, а также приобретение знаний, навыков и ценностей для счастливой жизни. С точки зрения философа, цель образования – привести человека к совершенству, поскольку человек был создан для этой цели. Совершенство – это и есть плод образования, которое дает человеку знания и добродетельное поведение, это счастье и добро одновременно. Такое совершенство может быть достигнуто только в обществе, поскольку именно общество питает человека и готовит его к свободе.

Из идей аль-Фараби следует, что еще одной целью образования является формирование достойных политических лидеров, потому что «невежество более вредно для монархов, чем для простых людей». Политический лидер, по мнению аль-Фараби, это не только управленец, но прежде всего – лидер духовный, выполняющий функции врача, который лечит души, при этом его политическое мастерство направлено на развитие благосостояния города. Работа политика не должна ограничиваться организацией и управлением городов, он должен поощрять людей помогать друг другу в достижении благородных целей и преодолении зла, он «должен использовать свои политические навыки для защиты добродетелей и достойных похвалы действий, которые он поощряет в гражданах, чтобы они были свободны от недостатков».

Благоустройство и само функционирование города, считает философ, является отражением «хорошего баланса нравственности его жителей», и достижение этого баланса является одной из наиболее важных целей образования. Когда моральное поведение жителей снижается, когда разрушаются общие ценности, управляющие поведением людей, это становится угрозой существования и самого города.

Относительно целей образования и преподавания аль-Фараби соглашается с Платоном: именно священнослужитель, правитель или философ должен нести ответственность за качество образовательной деятельности. При этом, поскольку законодатель также является правителем, аль-Фараби приходит к выводу, что закон также выполняет образовательную функцию: «Значение законов для общества означает не просто, что «граждане должны быть послушными и усердными, но и то, что они должны иметь достойную похвалы мораль и приемлемое поведение».

Поэтому аль-Фараби считает, что тот, кто предписывает законы, должен неукоснительно следовать им сам: «Тот, кто устанавливает законы, должен сначала следовать им и только потом делать их обязательными. Поскольку он не будет приемлем для тех, кто находится под его началом, и они не будут уважать его, если не увидят, что он соблюдает свои собственные законы».

Не обошел вниманием философ и вопрос финансирования обучения, в связи с чем обозначил обязанность властей формировать бюджет на образование, принимая часть от налога милостыни (закят) и земельного налога (хараджа), а также других государственных ресурсов для этой цели: «Налоги и пошлины двух видов: один используется для поддержки взаимопомощи, а другой – для обучения молодежи».

По мнению аль-Фараби, метод обучения должен соответствовать уровню учащихся или их происхождению. Образование, с его точки зрения, необходимо каждому человеку в стране, так как без него никто не сможет достичь совершенства и счастья. Таким образом, если образование должно быть доступно для всех, метод обучения должен быть адаптирован в соответствии с группой, для которой он предназначен. Есть два основных метода: путь простых людей, основанный на убеждении, и путь элиты, основанный на демонстрации.

Следуя модели Платона, аль-Фараби в своих работах и педагогической практике использовал метод диалога или дебатов. Он подчеркивает важность обсуждения и диалога в обучении и указывает два принципа изложения: метод аргументации и метод дискурса. Оба «могут быть использованы в устной или письменной форме». Говоря с простыми людьми, используемые методы должны быть наиболее близкими к их способности понимания.

Для учителей аль-Фараби устанавливает высокую планку, они должны быть носителями высоких норм морали и знаний одновременно. Для обучения людей никто не должен быть нанят, кроме «людей добродетели, обученных логическим искусствам». Преподавание, по мнению философа, это еще один вид высокого искусства и вместе с тем психологии: «Учитель не должен быть слишком строгим и чрезмерно снисходительным. Если он слишком суров, ученики будут ненавидеть его; но если он слишком мягок, ученики не воспримут его всерьез, склонятся к лени и не будут обращать внимания на его уроки». 

Точно так же аль-Фараби считает, что ученик всегда должен стремиться учиться, и приводит в пример силу капель воды, со временем стирающих камень. Ученик не должен позволять ничему отвлекать его от обучения, так как тот, кто обращает внимание на слишком много вещей одновременно, в конечном итоге сталкивается с запутанными и неорганизованными идеями. Обучение требует много времени.

В любом возрасте, чтобы достичь своих гуманистических целей, образование должно следовать программе, обязательно содержащей в себе вопросы, которые позволят человеку узнать о культурном наследии своего народа, а также получить знания, которые приведут его к зрелости в чувствах, суждениях и действиях и в развитии критического подхода. Аль-Фараби считается первым исламским философом, который исследовал и собрал известные в то время науки не только для некоего академического перечня, но и главным образом для целей последовательного и глубокого образования.

Мыслитель Средневековья был уверен, что последовательность обучения должна начинаться с освоения языка и его структуры, то есть грамматики, чтобы ученик мог выразить себя так же, как и люди, говорящие на этом языке. Аль-Фараби прекрасно понимал ценность языка, поскольку сам говорил на нескольких языках, что позволяло ему сравнивать культуры, мировоззрение и наречия просвещенного мира того времени. После языков идет логика, инструмент наук и их методология, и приводит к звуковому отражению; это также тесно связано с языком. Кроме того, арабское слово «логика» (mantiq) включает в себя как словесное выражение, так и интеллектуальные процедуры, и поэтому, по его мнению, язык предшествует правилам формирования ума и готовит путь к этому формированию.

Затем идет математика, которую мусульманские философы называют «учением» (таалим). Аль-Фараби считает, что среди естественных наук арифметика стоит на первом месте, поскольку она является важным этапом в иерархии теоретических знаний: «Тот, кто хочет изучать теоретическое искусство, начинает с чисел, затем поднимается до величин (мер), а затем до других вещей, к которым числа и величины по существу принадлежат как перспективы».

Вслед за точными науками следует теология или метафизика, затем гуманитарные науки (в частности политология), затем юриспруденция (фикх), право (канун) и академическая теология (калам). Другими словами, учебная программа аль-Фараби ограничена группой наук, которая классифицируется следующим образом: наука о языке, логика, «учение» (математика), естествознание, теология, гражданское право (политология), юриспруденция и академическое богословие.

Философию аль-Фараби считал высшей формой обучения человечества. В отличие от Платона, убежденного в том, что только греки способны понять законы философии, у аль-Фараби есть более широкое видение, не рассматривающее эту науку как особый атрибут какой-либо одной нации.