Курс остаётся неизменным

Новому руководству страны предстоит решать важнейшие стратегические задачи, разработанные Лидером нации Нурсултаном Назарбаевым

Итак, согласно принятому решению Казахстан стоит на пороге внеочередных президентских выборов. Кандидаты пока не определены, и их фамилии в большинстве своем мы узнаем лишь ближе к концу месяца после проведения партийных съездов и выдвижения своих фаворитов от других общественных объединений страны. Однако в любом случае уже понятно, что работы новому Президенту страны предстоит не просто много, а очень много. Ведь помимо решения текущих проблем и обеспечения преемственности политического курса ему предстоит непростая задача реализации всех концептуальных программ по социально-экономическому развитию страны, разработанных под руководством Нур­султана Назарбаева.
О чем, собственно, говорил и действующий Президент Касым-Жомарт Токаев в своем обращении к гражданам республики: «Мы должны подтвердить преемственность, предсказуемость, стабильность нашей внутренней и внешней политики. Нужно продолжать работу по эффективной, успешной реализации социальных программ и стратегии Елбасы».
Так что выборы-выборами, а пока будет явно нелишним хотя бы бегло прикинуть и вспомнить, какие ключевые государственные и стратегические программы в настоящее время необходимо усиленно претворять в жизнь нынешнему Президенту Токаеву (и, соответственно, тому, кто впоследствии станет победителем выборной гонки).

Не допустить отставания
Несмотря на достаточно успешный экономический курс, проводимый руководством страны в течение практически всего периода с момента обретения государственного суверенитета, проблем в нашей державе по-прежнему существует немало. Вот фрагмент одного из экономических анализов последнего периода: «ВВП (валовый внутренний продукт) на душу населения по ППС (паритету покупательной стоимости) у Казахстана сегодня сопоставим с аналогичным российским показателем, а неравенство в доходах меньше, чем в России. Имеются заметные географические диспропорции в распределении инвестиций и доходов, хотя для сравнения, например в той же России, масштаб таких диспропорций никак не меньший. Также стоит отметить более высокий по сравнению с Россией темп экономического роста при гораздо более скромных стартовых позициях Казахстана.
Однако все это сочетается с угрозой финансовой разбалансировки, более значимой в сравнении с российской ситуацией. Дефицит бюджета Казахстана на 2019 год официально заявлен на уровне более 7,1 миллиарда долларов США (примерно 2,1% прогнозируемого на 2019 год ВВП, то есть порядка четверти всех средств, имеющихся сегодня в Национальном фонде). Причем показатель дефицита недавно был повышен: еще в конце 2018 года планировалось, что дефицит составит порядка 1,5% ВВП. Внешний долг при этом составляет около 167 миллиардов долларов, то есть почти равен номинальному ВВП Казахстана…»
То есть, как видим, несмотря на очевидные плюсы, в макроэкономике наблюдаются и весьма тревожные звоночки. Медлить, перетаптываться с ноги на ногу и уж тем более оставлять решение этих проблем на потом крайне опасно. И явно не зря Президент Токаев в своем интервью республиканским СМИ среди основополагающих принципов особо выделил принцип движения вперед: «В условиях глобальной конкуренции без защиты своих интересов и стремительного развития можем потерять многое. Нынче жизнь не терпит лени и беспечности. Нельзя отставать от высоких технологий, мирового развития цифровизации. Отстанешь на десятки лет, не восполнишь и за сотни… И я не сойду с этого курса и не допущу никакой «неоднозначности».
И это были отнюдь не просто слова. Буквально с первых дней своей работы на посту Главы государства Касым-Жомарт Токаев планомерно взялся за воплощение и реализацию как краткосрочных социально-экономических планов, выработанных Нурсултаном Назарбаевым, так и взял под строгий контроль ключевые стратегические программы.

В приоритете – граждане страны
Как и у Лидера нации, главным приоритетом нового Президента стала забота о населении страны и особенно его наиболее уязвимых категориях. Еще на исходе марта Токаев поручил правительству перенести повышение зарплаты низкооплачиваемым работникам бюджетной сферы с 1 июля на 1 июня: «Это решение напрямую повлияет на жизнь более миллиона гражданских и государственных служащих». Заодно был послан весьма четкий месседж и всем остальным представителям исполнительной власти: «Основная задача правительства, министерств, акимов на всех уровнях – защищать права граждан, решать вопросы простых людей. И работа министров и акимов будет оцениваться по результатам решения конкретных проблем».
Это что касается повседневных принципов работы. Ну а если говорить о долгосрочных приоритетах, то, безусловно, здесь ключевую роль будет играть Стратегия «Казахстан-2050», принятая в декабре 2012 года взамен досрочно реализованной «Стратегии-2030», сформулированной еще в 1997 году и показавшей себя как весьма успешный комплексный план, позволивший вывести Казахстан в число сильных и передовых мировых государств.
Как известно, у Стратегии «Казахстан-2050», главной целью провозгласившей создание общества благоденствия на основе сильного государства, развитой экономики и возможностей всеобщего труда, а также вхождение Казахстана уже в тридцатку самых развитых стран мира, есть семь долгосрочных приоритетов, которые в свою очередь подкреплены внушительным рядом целевых государственных программ.
Детально анализировать сами приоритетные направления особой нужды нет – все достаточно подробно и понятно изложено в самом тексте Стратегии.
А вот немного углубиться в детали конкретных программ, пожалуй, будет необходимо. В первую очередь для того, чтобы понять, что уже сделано, а что еще предстоит выполнять как в краткосрочной, так и в среднесрочной перспективе, какие «подводные камни и рифы» могут ожидать исполнителей и самое главное – насколько эффективен и жесток будет контроль за их реализацией как со стороны государства, так и самого общества.
Промежуточным звеном между государственными программами как таковыми и собственно Стратегией-2050 является Стратегический план развития Казахстана до 2025 года, так же известный как «Третья модернизация. Новые возможности и качественный рост». Принят он был в 2017 году, и, что немаловажно, качественные цели в нем предельно конкретизированы. Таким образом, по замыслу авторов плана, наличие четких качественных индикаторов позволит правительству страны управлять качеством развития, а это важнейшее требование к модели роста на современном этапе развития.
Что же до показателей, то здесь опять-таки наряду с безусловно позитивными достижениями есть и над чем серьезно поработать. В настоящее время Республика Казахстан является страной с весьма высоким индексом человеческого развития – 56-е место из 188 стран и имеет позитивную демографическую динамику. Однако, судя по статистической информации, сегодня только 11% населения занято в сфере экономики знаний. И, по прогнозам экспертов, уже через 5–7 лет экономике потребуется не менее 20–25% «умных» рабочих мест и специалистов. Иначе в перспективе ближайших десяти лет недостаточная компетентность и квалификация кадров может стать серьезным барьером для роста.
Во многом переломить ситуацию была призвана Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2016–2019 годы, в свою очередь являющаяся инструментом реализации идей Нурсултана Назарбаева, изложенных им в посланиях «Нұрлы жол – путь в будущее», «Казахстан в новой глобальной реальности: рост, реформы, развитие», а также в Плане нации «100 конкретных шагов: современное государство для всех». Конечными целями образовательной программы помимо всего прочего декларировались повышение конкурентоспособности образования и науки, развитие человеческого капитала для устойчивого роста экономики, обеспечение отраслей экономики конкурентоспособными кадрами, модернизация инфраструктуры науки. Средства на ее реализацию также выделялись немалые, почти полтора триллиона тенге. И вот в этом году правительству (в лице руководства восьми министерств) и местным исполнительным органам власти предстоит держать серьезный ответ, насколько успешным было исполнение всех полученных заданий. Причем, судя по уделяемому этой программе приоритету, отчет не останется без внимания не только непосредственно Главы государства, но и всего Совета безопасности страны. В связи с чем до конца года явно будет произведена тщательная ревизия сделанного, не сделанного или сделанного не должным образом, дабы после официального подведения итогов ответственные лица не имели бы «бледный вид».
Также в нынешнем году заканчивается срок исполнения государственной программы инфраструктурного развития «Нұрлы жол», Государственной программы развития здравоохранения Республики Казахстан «Денсаулық» и Государственной программы индустриально-инновационного развития.

Технологии будущего
Среди приоритетов последней, кстати, является такой больной для экономики страны вопрос, как развитие промышленных технологий в рамках свободных экономических зон. Не так давно Лидер нации Нурсултан Назарбаев в очередной раз подверг достаточно резкой критике деятельность СЭЗ с конкретными примерами, поручил внимательно проанализировать деятельность всех одиннадцати свободных экономических зон, а заодно предписал взять мораторий на открытие новых. Помимо анализа очевидно необходимо было перестроить и структуру работы СЭЗ, поэтому довольно логично, что одним из первых законодательных актов, подписанных новым Президентом РК Касым-Жомартом Токаевым, стал Закон «О специальных экономических и индустриальных зонах» (третий по счету за период независимости).
Отныне в законе четко прописано, что управляющая компания имеет право отказать участникам в праве находиться на территории свободной экономзоны если их деятельность не вписывается в единый для СЭЗ технологический процесс. Соответственно, появляется надежда на то, что эти зоны заполнят действительно достойные проекты, заслуживающие поддержки и преференций со стороны государства. То же самое теперь касается и качества реализации этих проектов. В числе участников должны быть не те предприниматели, которые «лично нравятся» тому или иному чиновнику из руководства СЭЗ, а кто по-настоящему выпускает уникальную и инновационную продукцию, не имеющую аналогов в Казахстане.
Что же до общих показателей итогов программы, то на момент ее завершения прирост объемов произведенной продукции обрабатывающей промышленности должен будет увеличиться на 43% и не менее чем на 15% должно произойти снижение энергоемкости. Кроме того, рост стоимостного объема несырьевого (обработанного) экспорта должен будет вырасти не менее чем в 1,1 раза, а рост производительности труда в 1,4 раза в реальном выражении.
Лишь при соблюдении этих условий в будущем, 2020 году республика сможет приступить к дальнейшим этапам модернизации, о чем особо подчеркивал Нурсултан Назарбаев: «Будущее и технологии сегодня неразделимы. С помощью повсеместной цифровизации и технологического перевооружения нам предстоит преодолеть низкую производительность – главный барьер на пути обеспечения качественного роста экономики. Сейчас во всех отраслях экономики Казахстана наблюдается отставание от развитых стран в уровне производительности труда.
К примеру, в сельском хозяйстве степень такого отставания достигает 12–15 раз, в горнодобывающей промышленности – 5–10 раз, в обрабатывающей промышленности – 2–4 раза...»
Поэтому практически параллельно с Государственной программой индустриально-инновационного развития в стране была запущена и Государственная программа «Цифровой Казахстан», целью которой является ускорение темпов развития экономики республики и улучшение качества жизни населения за счет использования цифровых технологий, а также создание условий для перехода экономики Казахстана на принципиально новую, «цифровую» траекторию развития.
В рамках как Стратегического плана развития Казахстана до 2025 года, так и специальной программы развития электроэнергетики особое внимание новому руководству республики придется уделить вопросам электроэнергетической безопасности или, если точнее цитировать эти документы, «достижение энергетической независимости как части национальной безопасности страны».
Не секрет, что частично южные регионы нашей страны зависят от импорта электроэнергии от Узбекистана и Кыргызстана, а на севере и западе – от России. Поэтому остро стоит вопрос о модернизации имеющихся энергетических мощностей, развитии альтернативных источников и расширении международного сотрудничества, развития новых энергетических источников.
В ходе недавнего официального визита Касым-Жомарта Токаева в Российскую Федерацию от партнеров прозвучало предложение о строительстве на территории Казахстана атомной электростанции. Теперь этот вопрос находится в стадии проработки у профильных ведомств, которые тщательно взвешивают все «за» и «против», а заодно не сбрасывают со счетов и другие для нужд страны источники электроэнергии:
– Мы изучаем возможность проекта АЭС, – на днях сообщил представителям СМИ вице-министр энергетики Сунгат Есимханов. – Будет ли он реализован, когда, как и с какими технологиями, и где именно в Казахстане, еще не определено. Этому есть масса резонных причин. Мы сейчас изучаем возможность различных технологий по генерации электроэнергии. По нашим прогнозным данным, на юге страны в 2030 году дефицит электроэнергии составит до 2,7 ГВт. И нам уже сейчас надо готовиться к решению этого вопроса. Поэтому Минэнерго рассматривает также строительство парогазовых или гидроэлектростанций.

Все они имеют равные шансы на воплощение…
Помимо электроэнергии предстоит модернизировать и развивать газовую промышленность. В прошлом году Нурсултан Назарбаев объявил о решении начать строительство газопровода «Сарыарка» в столицу из Кызылординской области.
Маршрут проекта по строительству магистрального газопровода берет свое начало в Караозеке (Кызылординская область) – Жезказган – Караганда – Темиртау – Нур-Султан. Для этого привлечены средства в размере 128 миллиардов тенге как от ФНБ «Самрук-Казына» и компании «Астана газ КМГ», так и через кредитование БРК и ЕАБР.
Реализация этого важнейшего проекта позволит не только обеспечить газом 2,7 миллиона человек, но и создать новые производства малого и среднего бизнеса. Улучшится и экология. Только в столице перевод на газ снизит вредные выбросы в атмосферу в шесть раз, или на 35 тысяч тонн в год.
Введение в строй первого этапа газопровода предусмотрено уже во второй половине нынешнего года, так что и здесь новому руководству страны предстоит приложить максимальные усилия для успешной реализации ранее поставленных задач.

Бюджет – не дойная корова
Это только некоторые аспекты, которые предстоит реализовывать в рамках выполнения намеченных индустриально-инновационных программ в среднесрочной перспективе. И все это потребует немалых финансовых вложений, и, соответственно, крайне рационального отношения к государственному бюджету.
Что прекрасно понимает Президент Токаев, особо отметивший: «Пора прекратить расточительство. Даю такое поручение правительству и акимам. Государственный бюджет должен быть направлен только на развитие страны». Так что, согласно преемственности курса, ранее взятого Нурсултаном Назарбаевым, основным принципом бюджетной политики станет принцип траты по возможностям. Планируется сокращение дефицита государственно казны до максимально возможного минимума, а также наращивание резервов и обеспечение их сохранности.
Лидером нации неоднократно было подчеркнуто, что экономический рост страны сам по себе не гарантирует улучшения положения населения, если не происходит перераспределение средств. Сейчас есть варианты грамотно их перераспределить. Но контроль при этом должен быть не просто жесткий, а очень жесткий. Не зря в эти дни в Сенате Парламента прозвучало предложение усилить ответственность руководителей бюджетных программ за некачественное планирование и неэффективное использование бюджетных ассигнований. А также обеспечить контроль за реализацией всех без исключения программных мероприятий путем жесткого мониторинга их исполнения не только по срокам, но и по качеству с введением персональной адресной ответственности исполнителей всех рангов и ранжиров.
Пересматриваются и действующие налоговые льготы с целью совершенствования их эффективности. Уже в текущем году необходимо добиться того, чтобы все объекты налого­обложения в области производства и технологий находились в благоприятном налоговом режиме.
Касаются проводимые изменения и развития предпринимательства. Согласно выводам, изложенным в соответствующих программных документах, существующая в настоящее время регулятивная нагрузка на бизнес не способствует быстрому экономическому росту, а государство по-прежнему играет значительную роль на рынках. Доля валовой добавленной стоимости госсектора в ВВП составляет 18,6%, и, кроме того, госсектор оттягивает на себя не только финансовые средства, но и квалифицированные кадры.
«Доминирование государственного сектора в национальной экономике приведет к ограниченной конкуренции между субъектами экономической деятельности на внешних и внутренних рынках, что снизит общую конкурентоспособность казахстанских предприятий», – подчеркивал в своих выступлениях Нурсултан Назарбаев.
Безусловно, принимаемые правительством меры по дерегулированию бизнеса, позволили Казахстану в 2017 году занять 36-е место в рейтинге Всемирного банка Doing Business, улучшив свои показатели на 15 пунктов, однако, по мнению самого бизнес-сообщества, в Казахстане пока еще рано говорить о наличии совершенной конкуренции.
Так что в этой связи новая модель экономического роста Казахстана в рамках Третьей модернизации во многом основывается на ведущей роли частного сектора, который должен стать двигателем дальнейшего развития, определить направления технологического обновления, обеспечить постоянное развитие компетенций и навыков своих работников, провести инвестиции, создать новые предприятия и отрасли.
Очередным практическим шагом для создания необходимых условий по выполнению этих задач стало подписание в начале апреля Президентом Касым-Жомартом Токаевым Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития бизнес-среды и регулирования торговой деятельности», направленного на дальнейшее совершенствование законодательства в сфере предпринимательства.
Согласно стратегическим планам новым руководством страны должны будут учитываться и главные факторы глобальной конкурентоспособности: высокий уровень национального человеческого капитала, технологическая модернизация и цифровизация, качество экономического роста. Как указывается в Стратегическом плане развития Казахстана до 2025 года: «Беспрецедентная волна инноваций в передовых экономиках мира требует от Казахстана молниеносной реакции на происходящие кардинальные изменения. Начался переход передовых стран к новому технологическому укладу Индустрии 4.0, и отставание здесь недопустимо. По главным показателям Казахстан достиг среднего уровня экономического развития. Опыт сопоставимых стран показывает, что есть риск «застревания» на среднем уровне. Если в опережающем режиме не перейти к новой модели экономического роста, Казахстану грозит долгосрочная стагнация на уровне стран среднего достатка и утрата конкурентных позиций по отношению к странам-соседям».
Нарастающий в передовых странах мира технологический бум ежегодно предъявляет принципиально новые требования к качеству нацио­нального человеческого капитала. А развитие новейших навыков и способностей людей – это критически важная задача для дальнейшего продвижения Казахстана в тридцатку развитых стран. Поэтому вполне очевидно, что сегодня республика как никогда нуждается в опережающих системных реформах, которые дадут мощный импульс инновационной экономике.
Серьезные заделы для этого, без всякого сомнения, существуют. Но и без оперативного реагирования на все усиливающиеся вызовы и динамично меняющиеся внутренние и внешние факторы влияния будет не обойтись.
То, с каким энтузиазмом Касым-Жомарт Токаев взялся за реализацию стоящих перед Главой государства задач, вполне подтверждает слова Нурсултана Абишевича Назарбаева, высказанные при рекомендации кандидатуры нового Президента: «Рядом со мной он работает с первых дней независимости Казахстана. Я хорошо его знаю. Он человек честный, ответственный и обязательный».
Немалую роль сыграл и его опыт в сфере исполнительной власти, в частности на посту премьер-министра страны, где Токаев неоднократно демонстрировал готовность искать новые подходы к решению наиболее проблемных вопросов. При этом как верный соратник Нурсултана Назарбаева Касым-Жомарт Кемелевич обладает возможностью советоваться с Первым Президентом, что, вне всякого сомнения, помогает ему обеспечить курс преемственности и, не совершив лишних ошибок, уверенно провести Казахстан через сложные рифы транзита власти.
Конечно, определенную коррективу в намеченный график работ всех ветвей власти, включая и самого Президента, внесет грядущий процесс выборов. Однако, вне всякого сомнения, казахстанские избиратели предпочтут отдать свои голоса человеку, который зарекомендовал себя как высококвалифицированный политик, обладающий высоким кредитом доверия и безупречной репутацией. Ведь даже приведенный выше беглый обзор того, что предстоит сделать в ближайшей и среднесрочной перспективе, свидетельствует о том, что страной должен будет руководить крепкий профессионал. И в этом также будет ощущаться преемственность ранее взятого курса.
Евгений КОСЕНКО