395 лет со дня рождения исполняется советнику хана Тауке

Одной из выдающихся личностей в истории казахского народа был Анет Баба Кишикулы (Кішікұлы, 1626/28–1723/25). 

Чем же примечателен этот человек? Гениальный мыслитель, известный бий рода Тобыкты Среднего жуза, главный визирь и советник Тауке-хана, удостоенный звания «Баба» («предок» – такое определение прибавляется к личному имени исторических личностей в знак уважения, особого почитания). Его называли «Бием всех биев», «Учителем великих», он был философом, ученым-теологом, общественным деятелем, законодателем и прожил 97 лет. 

Анет Баба принял участие в составлении первой Конституции степных казахов – «Жеті жарғы» («Семь установлений») или «Законы хана Тауке»/«Уложение хана Тауке», разработанной в Казахском ханстве в начале XVIII века. Этот свод юридических законов, охватывающих все стороны жизнедеятельности людей, состоит из семи разделов: закон об имуществе, о преступлении, о воинской обязанности, о дипломатии, о гражданских лицах, спор из-за вдовы, требование компенсации. В его составлении участвовали семь известных биев, среди которых Толе би (Старший жуз), Казыбек би (Средний жуз), Айтеке би (Младший жуз), Анет Баба, Бухар-жырау и другие. Свод был одобрен на Каракумском съезде (курултай) биев трех жузов, созванный по инициативе хана Тауке в окрестностях Арала в 1710 году.

Анет Баба духовное образование получил в Бухаре в известном медресе «Когельташ», где среди двадцати пяти учеников был первым. Он в совершенстве изучил четырнадцать дисциплин, законы шариата, исламские принципы, помимо тюркских языков знал арабский, персидский и получил звание ученого.

Он вернулся в Туркестан – колыбель казахской земли. Стал советником и бием Тауке-хана. Он всегда находился среди народа, призывал к единению, духовности, независимости родного края, давал советы по спорным вопросам. Даже имамы мечети Кожи Ахмета Яссави сами приходили к нему просить совета, послушать умные речи. 

За укрепление ханства, идеологическую помощь и поддержку народных масс против калмыко-джунгарского нашествия заслужил доверие народа и большой авторитет благодаря своим знаниям и справедливости, был прозван «Анет Баба» и причислен к святым.

Приведем несколько примеров его мудрости, советов-размышлений, которые утвердились в казахских традициях.

На вопрос: «Сколько сирот есть в мире?» – он отвечал: «В мире есть семь сирот», это:

Слово – сирота, если выслушано без внимания.
Бязь (бязевая рубашка) – сирота, если изношена без использования.
Земля – сирота, если осталась без хозяина.
Народ – сирота, если мечтает о хорошем правителе.
Озеро – сирота, если гуси не плавают, птицы не летают.
Мужчина – сирота, если остался один беспомощным.
Одинокий человек – сирота, если не с кем разделить радость.

На вопрос, что относится к семи сокровищам кочевника, Анет Баба сказал: «Женщина/жена, мужественный джигит, всесторонние знания, быстроногий скакун, охотничий беркут, хорошее ружье, преданная собака». А на вопрос, правильно ли женщину причислять к семи сокровищам, если в народе говорят, не верь жене своей, Анет Баба ответил: «Женщина – не только одна из семи сокровищ казахской степи, но достойна быть первой в перечне, потому что она мать всего живого существа. Плохой матери не бывает, поэтому на нее нельзя повышать голос, нельзя поднимать руку. Сам пророк с уважением относился к женщинам. Но если кто-то порочит имя женщины, то это не является мнением всего народа. Таких надо пресекать». После таких слов мудреца больше никто не высказывал сомнения о причислении женщины к семи сокровищам казахов.

Однажды Казыбек би приехал навестить мудреца и получить знания по шариату и казахским традициям. Он задал три вопроса: «Что портит жизнь людям? Что портит человеческую честь и совесть? Откуда исходит грех?» и получил ответ-рассуждение: «Женщина и золото, месть и лесть, себялюбие и властолюбие (карьеризм). Человек, увлекаясь ими, портит себе жизнь, теряет честь и совесть, совершает грех».

Также некоторые явления в жизни, в природе и Вселенной он связал со священной цифрой «7» и дал им определения, которые прочно закрепились в казахских традициях и обычаях: например, «Жеті қазына», «Жеті ата», «Жеті ғалам», «Жеті жұрт», «Жеті шәріп», «Жеті хақ», «Жеті қат көк», «Жеті қат жер» и другие.

Анет Баба был авторитетным мудрецом и дал свое благословение трем более молодым мудрым биям казахского народа – Толе би (1663–1756), Казыбек би (1665–1756), Айтеке би (1666–1718), сказав им: «Будьте на стороне справедливости, злу – будьте врагом».

Как гласит предание, когда у батыра Калкамана, возглавлявшего 90-тысячное войско Тауке-хана, родился сын, он на радостях обратился к старейшине биев и попросил у него благословения. Анет Баба благословил его сына словами: «Пусть имя тебе будет Бухар! Пусть скакун-тулпар будет под тобой! Пусть голос твой будет звонким! Пусть народ будет доволен делами твоими!». По древней тюркской традиции мудрец нарек младенца Бухаром по названию местности, где он родился. Слова-эпитеты в благословении впоследствии сбылись – он стал знаменитым звонкоголосым жырау, оратором, батыром, бием Тауке-хана, главным советником Абылай-хана. Это акын Бухар-жырау, современники называли его «священное горло». Он оставил заметный след в истории, культуре и устном поэтическом творчестве казахов.

Абай Кунанбаев при рождении был наречен Ибрагимом. Это имя дал ему отец Кунанбай, бий рода Тобыкты. Согласно семейному преданию, накануне рождения сына Кунанбаю во сне привиделся предок рода Тобыкты – Анет Баба, который произнес имя «Ибрагим». В истории акын известен под ласковым домашним именем «Абай», данным ему бабушкой Зере, что означает «осмотрительный, осторожный». 

После 90 лет жизни Анет Баба в одиночестве занимался чтением книг и иногда уходил побродить. Однажды Казыбек би, прозванный в народе «Казыбек с непревзойденным голосом», по легенде, получивший свое прозвище от врага, джунгарского хунтайджи Галдана Цэрэна, который был поражен его гипнотическим красноречием, спросил, встретив белобородого мудреца: «Анет Баба, вы как будто ищете что-то? Вы нашли, что искали?» Тогда святой старец ответил: «Себя ищу, светик мой. Все еще не могу найти». Умный человек всю жизнь в поиске – накапливает знания, набирается опыта, ищет свои корни, изучает историю своего народа, края. Очевидно, так надо понимать значение слов великого мудреца.

Фатима ОРАЗБЕКОВА, педагог-ветеран Арман ШАУХАНОВ, кандидат педагогических наук, доцент.

Статья опубликована в  №39, от 25.03.2023 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Анет Баба: учитель великих".

Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!

Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!

Ваша реакция?
Нравится 0
Не нравится 0
Смешно 0
Возмутительно 0
×
$ 443.35  475.54  4.82
Алматы 6.6°