«Алматыэлектротранс»: маршрут движения в будущее

В преддверии Дня работников транспорта генеральный директор ТОО «Алматыэлектротранс» Берикхан Мурзакаримов подвел итоги и рассказал о перспективах развития предприятия.

Первые маршруты

Первые автобусные маршруты в Алма-Ате были открыты в 1927 году. Они связали Большую Алматинскую станицу с урочищем Медео, Алма-Ату с Жаркентом. Уже в 1940 году автобусы перевозили 10,3 миллиона пассажиров, в 1960-м году – 111,6, в 1982-м году – 328 миллионов человек. До осени 2015 года также действовал трамвай. Впервые трамвайное движение было открыто 7 ноября в 1937 году, троллейбусное началось в 1944 году.

С расширением городской территории количество автобусных, троллейбусных и трамвайных маршрутов постоянно увеличивалось. Удобная планировка улиц позволила широко развить городское пассажирское сообщение. По состоянию на 1989 год каждый день на городских и междугородних маршрутах общей протяженностью свыше 10 тысяч километров курсировало более полутора тысяч комфортабельных автобусов. На 90-километровой трассе свыше 100 трамвайных вагонов, более 300 троллейбусов перевозили пассажиров по маршрутам протяженностью около 220 км.

Сегодня общественный транспорт Алматы состоит из автобусов, троллейбусов и метрополитена. Сеть автобусных маршрутов мегаполиса представлена государственным ТОО «Алматыэлектротранс» и частными автопарками.

Ежедневно в будние дни алматинцы совершают более 1,2 млн поездок (в выходные – 800 тысяч). За первое полугодие совершено свыше 180 млн поездок, что на 20% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Для обслуживания населения на линию ежедневно выходят более тысячи единиц общественного транспорта. 

Однако зачастую, удобно расположившись в автобусе, по пути следования мы начинаем сетовать на проблемы, связанные с комфортом передвижения, и даже не догадываемся, какая огромная работа проводится компаниями для удобства алматинцев. В преддверии Дня работников транспорта и связи генеральный директор ТОО «Алматыэлектротранс» Берикхан Мурзакаримов подвел итоги и рассказал о перспективах развития предприятия.

По его словам, в прошлом году компания благодаря городскому акимату получила 150 новых автобусов марки Golden Dragon. Это 12-метровые машины со всеми условиями для перевозки горожан и дополнительными опциями, позволяющими контролировать усталость водителя. 

– В текущем году мы получили еще 300 новых автобусов при поддержке акимата Алматы, – говорит Берикхан Мурзакаримов. – Таким образом, за полтора года у нас появилось 450 новых автобусов, и был значительно обновлен подвижной состав на 13 маршрутах. Во второй половине 2021 года за счет собственных средств мы также восстановили 34 троллейбуса и запустили 6-й троллейбусный маршрут.

Успешная модернизация

Сам генеральный директор начал работать на предприятии в 1997 году в качестве механика. Зная проблемы изнутри, вернувшись на предприятие в прошлом году, он уделил огромное внимание его модернизации. 

Так, с помощью профессионалов своего дела он восстановил Центральную диспетчерскую службу. На организацию работы службы потребовалось более четырех месяцев, но теперь у специалистов есть возможность видеть весь подвижной состав, курсирующий по улицам города. До этого информация о местонахождении машины и возможном ДТП не попадала в поле зрения диспетчера. Сегодня решения по подвижному составу принимаются в реальном времени оперативно.

Модернизации, по информации генерального директора, подверглась и контрольно-ревизионная служба. Ранее служба входила в состав транспортного холдинга. Сегодня, по словам генерального директора, количество безбилетных пассажиров снижается и, несмотря на летний период отпусков, доходная часть компании не упала за счет создания собственной службы качества.

Большой экономический эффект предприятию дал ремонт и запуск в 2021 году АГНКС (газовая заправка), находящейся во втором автобусном парке по Майлина, 79, которая простаивала более 3 лет. В течение года, по словам Берикхана Мурзакаримова, было отремонтировано три из четырех компрессоров заправки. Это позволило уменьшить расходную часть, заправлять более 200 автобусов и значительно сократить трудовой день водителя. 

Сложный период у предприятия был, когда вышли из строя две из пяти заправочных станций компании «Алматыгаз». Сегодня они уже работают, и проблема снята с повестки дня. 

Кроме того, компания на год вперед закупила силикагель, который не производят в Казахстане для предотвращения подмерзания газа на заправке в зимний период.  

– Помимо этого мы восстановили работу РЗУ (ремонтно-заготовительный участок), – сообщил генеральный директор. – До этого ремонт запасных частей, узлов и агрегатов не производился. Теперь мы приняли на работу слесарей, и сейчас эта работа проводится своими силами.

Также из 196 длительно простаивавших автомобилей марки SsangYong 120 машин было снято с ареста и восстановлено. Во время пандемии 67 из них было передано городскому Управлению здравоохранения. 

В прошлом году произведен демонтаж 1248 опор контактных и кабельных сетей, которые портили облик города.

Подвижной состав, который длительное время находится в технически неисправном состоянии марки Yutong, ПАЗ, ЛиАЗ, Газель, перевезен на ответхранение, тем самым высвободилась территория для 300 вновь прибывших автобусов.

Качество 

Проводимые работы, перспективные планы, улучшение качества обслуживания пассажиров находится на особом контроле курирующего заместителя акима Алматы Аскара Амрина. Под его бдительным и чутким руководством в этом направлении во главу ставится качество.  

Все вышеперечисленные работы позволили существенно сократить расходы предприятия и перенаправить высвободившиеся средства на более важные цели. За счет экономии на 75 тысяч тенге была увеличена заработная плата водителей, и значительно выросла заработная плата мойщиков, перегонщиков, механиков. Сегодня повышение заработной платы и улучшение условий труда позволяют предприятию избежать текучки кадров и снять социальное напряжение в коллективе.

– Пассажирскому транспорту всегда не хватает водителей, – рассказывает Берикхан Мурзакаримов. – Потому что это непростая и тяжелая работа. Сегодня мы, уделяя особое внимание сотрудникам, также бесплатно обучаем и переобучаем водителей в «Алматыэлектротранс». За счет профсоюза более ста работников получили возможность бесплатного санаторно-курортного лечения, а их ребятня побывала в детских лагерях отдыха. Организация массовых спортивных мероприятий также дает свой положительный эффект, сплачивая коллектив. За счет профсоюза более тысячи водителей и работников железнодорожных вокзалов Алматы получили специальную форму.

Кстати, специальные непромокаемые фартуки появились и у мойщиков предприятия. Более того, в двух автобусных парках в текущем году были обновлены моечные комплексы, установлены бойлеры для нагрева воды. Благодаря автоматизированной технике уменьшился ручной труд. В оставшихся двух парках проведение аналогичной работы запланировано в следующем году.     

Кроме того, в двух парках была полностью обновлена система отопления. В следующем году такая работа ожидается в троллейбусном парке.

В настоящее время в доверительном управлении компании находятся и два железнодорожных вокзала Алматы, где также произошли значительные изменения. За счет организации эффективной работы сегодня вокзалы приносят прибыль.

Здесь были отремонтированы гостиницы и туалеты, модернизированы два перрона и увеличена пропускная способность вокзала Алматы II. Косметический ремонт был проведен на железнодорожном вокзале Алматы I. В ближайшее время после определения победителя в конкурсе будет проведена реконструкция привокзальной площади Алматы II и территории между путями сообщений. Кстати, все работы проводятся с учетом сохранения исторического облика здания.

В числе ближайших перспектив предприятия Берикхан Мурзакаримов назвал закуп 50 троллейбусов в текущем году за счет бюджета города.

– Еще 50 троллейбусов появятся в первом полугодии следующего года, – сказал генеральный директор. – Продолжается модернизация контактно-кабельных сетей троллейбусных линий. Также планируется модернизация 10 тяговых подстанций. Эти работы будут завершены в 2023-2024 гг.

По информации спикера, модернизация контактно-кабельных сетей была замедлена во время пандемии из-за задержки с поставкой запасных частей. Тем не менее в этом году был сделан существенный рывок. К примеру, по проспекту Сейфуллина уже заменили 503 опоры. Завершены работы по проспектам Райымбека, Рыскулова и по улице Емцова.  

Руководство компании также в курсе проблем, озвучиваемых горожанами на периодических встречах с акимом Алматы Ерболатом Досаевым. 

– По результатам этих встреч мы получаем конкретные и действенные поручения, которые коллектив «Алматыэлектротранс» исполняет в соответствии с поставленными сроками, – сообщил генеральный директор. – Пока еще остаются проблемы с эксплуатацией «Лиазов», «Пазов», «Газелей». На этих маршрутах не выдерживается ни график, ни выпуск машин на линию по техническим причинам из-за задержки запасных частей из России. Постепенно мы их заменим. 

В завершение и в преддверии праздника Берикхан Мурзакаримов поздравил коллег, сотрудников и горожан с Днем работников транспорта в Казахстане, сообщив, что в приоритете компании, как и прежде, будут оставаться качество и безопасность пассажирских перевозок в мегаполисе.

Статья опубликована в  №90, от 06.08.2022 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Вечное движение".

Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!

Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!

Ваша реакция?
Нравится 0
Не нравится 0
Смешно 0
Возмутительно 0
×
$ 444.32  473.33  4.76
Алматы 18.1°