Почти 60% на еду: говорит ли это о том, что казахстанцы стали жить хуже?

Во всем мире из-за локдаунов и социального дистанцирования очень сильно выросла доля затрат на еду и обслуживание жилья.

Аргумент о том, что казахстанцы тратят 59% своих доходов на продукты, часто используется для доказательства того, что жить мы стали хуже. Насколько справедливы подобные утверждения, попытался разобраться аналитик международной инвестиционной компании EXANTE Андрей Чеботарев в посте на своем Telegram-канале @FINANCEkaz, сообщает Vecher.kz.

Чтобы не быть голословным, эксперт разложил свое мнение на несколько пунктов:

В 2020 в структуре потребления расходы на непродовольственные товары не изменились. Казахстанцы не стали меньше покупать одежды и технику – они просто стали больше покупать еды и меньше услуг (какой год – такие и расходы). В 2020 доля непродовольственных расходов на мебель и бытовую технику выросла, но уменьшилась на одежду. Если ты сидишь дома, то не так важно, какая на тебе пижама, но диагональ у телика резко приобретает значение. В 2020 в структуре потребления продуктов выросла доля мяса. Это указывает на то что качество продовольственного потребления растет. В структуре товарооборота (обратная сторона потребления) продуктов чуть меньше 40%, а непродовольственных товаров около 60%. Есть еще один аргумент – спрос на автомибили вырос, а потребительское кредитование наоборот падает. По последним исследованиям МВФ, во всем мире из-за локдаунов и социального дистанцирования очень сильно выросла доля затрат на еду и обслуживание жилья, и аналогично снизились расходы на непроды и транспорт.

«Эти все аргументы не указывают на то, что люди стали жить лучше, но и не указывает на то, что мы стали жить значительно хуже. Они указывают на то, что нельзя однозначно судить о качестве жизни населения лишь по тому, какую часть денег тратят на продукты», – подытожил Андрей Чеботарев.