Ожившая поэма: журналисты посетили съемки батальных сцен фильма «Жамбыл. Новая эра»

Недалеко от села Мынбаево, что в 13 километрах к северо-востоку от села Узынагаш Жамбылского района Алматинской области, там, где среди пустынных холмов нет столбов с линиями электропередачи и прочих прелестей цивилизации, несколько десятков казахских батыров сражались со своими недругами – кокандцами.

Как в древние времена, всадники, облаченные в легкие кожаные доспехи, вооруженные саблями и копьями, несутся вскачь на выстроившихся в ряд, закутанных с ног до головы в черное пеших противников, у которых преимущество перед нашими батырами в виде огнестрельного оружия. Залп – и несколько всадников падают наземь, лошади спотыкаются, переворачиваются, клубы пыли, пороховой дым… 

Это снимается сцена боя войск Суранши батыра, который в 1858 году вместе со своими братьями возглавил восстание против кокандского хана Кудияра, через своих ставленников пытавшегося поработить казахский народ. После триумфальной победы Суранши батыра хан Кудияр был вынужден бежать из Жетысу. Впоследствии этот эпизод казахской истории лег в основу поэмы Жамбыла Жабаева «Суранши батыр». 

Автор сценария и режиссер Жандос Кусаинов задался целью экранизировать эпизоды битвы, воспеваемой акыном. В 2021 году, когда отмечалось 175-летие со дня рождения Жамбыла, Жандос Кусаинов подал на питчинг и выиграл, его версия победила несколько других проектов, также посвященных казахскому акыну. Вокруг личности старца в последнее время ведется много разговоров со всевозможными «разоблачениями» в авторстве стихов и обвинениями в ангажированности советскими властями. 

– На эту тему до меня снимали два режиссера – это Ефим Дзиган в 1952 году и Канымбек Касымбеков в 1996-м. Оба снимали, мягко говоря, в угоду политической системе. Здесь по-другому, я хочу сказать, что нет идеального человека, у каждого свои недостатки и ошибки. Я много читал на эту тему и находил интересные материалы, которые ранее не были опубликованы. У нас один из основных героев – литератор Гольдман, который в нашем фильме носит фамилию Гильман, он был приставлен к Жамбылу, чтобы переводить его стихи на русский язык в духе советской пропаганды... Хочу подчеркнуть, что я снимаю не документальный фильм и оставляю за собой право на художественную правду, а не только на историческую, – говорит режиссер.

В съемках батальных сцен было задействовано 80 всадников и лошадей, их число потом увеличат благодаря компьютерной графике. Кастинг для массовки набирали за день до съемок из актеров и местных парней, умеющих скакать на лошади. В съемках участвовали 30 каскадеров команды Kazakh Union Action Team, возглавляемой постановщиком трюков Бауыржаном Абишевым. Он выходец из Nomad Stunts, международной группы профессио­нальных каскадеров, которую в 2000 году организовал постановщик трюков, заслуженный деятель РК Жайдарбек Кунгужинов.

– Я один из первых начинал в «Номаде», – рассказывает Бауыржан Абишев, – а восемь лет назад создал свою команду, чтобы самому ставить трюки. Сейчас мы снимаем одни из самых сложных трюков: подсечки, завалы (когда каскадеры падают вместе с конем), падения с лошади.

В команде 30 человек, но у нас нет своей базы, как у «Номада». Лошадей берем в аренду у частных лиц, обучаем их немного. У нас нет много времени на обучение лошадей, а ребята уже давно готовы делать такие трюки. Работаем и по современным проектам, и по историческим.

Многие просятся к нам, желая славы, командировок за границу, а на самом деле это очень тяжелый труд. У меня куча травм была, когда мы еще не знали техники и допускали ошибки. Сейчас стараемся безопасно делать трюки, правильно падать. 

По словам Бауыржана Абишева, в настоящее время их команда ведет параллельно пять проектов, ожидается поездка в Египет, где наши каскадеры работали неоднократно. Также он рассказал, что лошади хорошо чувствуют психологическое состояние человека. Если он неуверенно сидит в седле, то лошадь начнет показывать свой норов, а если она понимает, что это опытный всадник, то повинуется ему. 

В числе актеров массовки выделяется своей статью двухметровый великан – абсолютный чемпион Казахстана по метанию диска и актер этнотеатра «Орда» Тохтар Мырзагазиев, настоящий казахский батыр. 

– Гены у меня такие, – рассказывает Тохтар. – Мой дедушка был ростом 213 см, папа – 192 см, мама – 180 см с чем-то. У меня рост 205 см, учусь на тренера, занимаюсь легкой атлетикой – метанием диска, толканием ядра, раньше занимался вольной борьбой. 

На съемочной площадке в костюме той эпохи находился также молодой актер Асылбек Айтиш, который играет юного Жамбыла. До приезда журналистов с утра с ним уже успели отснять сцену, где его герой скачет на лошади. Это был завершающий день съемок для Асылбека Айтиша, актера столичного театра «Жастар». Асылбек вырос в отдаленном ауле, поэтому как настоящий казах умеет обращаться с лошадьми, замечательно петь и играть на домбре. Режиссер говорит, что этот актер – удачная находка на роль Жамбыла. К слову, молодой Жамбыл появится на экране ненадолго, потому что основной сюжет картины концентрируется на последних девяти годах жизни акына, которого играет народный артист Казахстана Досжан Жанботаев.

В актерский состав картины также вошли Ерик и Досхан Жолжаксыновы, Асан Мажит, Анна Старченко, Нуркен Утеулов, Ержан Нурымбет, Фархад Махмудов, Алмас Шаяхметов, Кажымукан Калымбет, Филипп Волошин, Игорь Гузун, Владислав Букаткин. Продюсеры – Еркебулан Дудабаев и Ерканат Бекежан. 

Съемки картины стартовали осенью прошлого года, в настоящий момент идет монтажно-тонировочный период. Фильм готовится к выходу на большие экраны в декабре этого года.

Статья опубликована в  №135, от 15.11.2022 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Ожившая поэма".

Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!