Почему казахстанские грузоперевозчики остались за бортом

Отечественные транспортные компании несут убытки, не могут выполнять обязательства по лизингу, в доход государства не поступают налоги, работники остались без заработной платы, а их семьи без дохода, заявили на пресс-конференции в Алматы казахстанские перевозчики, выполняющие международные автомобильные грузоперевозки, сообщает Vecher.kz.

Перецепка – палка о двух концах

Отечественные грузоперевозчики недовольны решением Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК (МИИР), разрешающим перецепку россиянам и белорусам. По их мнению, это ограничивает возможности казахстанцев работать в международных перевозках, так как все грузы из третьих стран доставляют теперь иностранные перевозчики. 

Стоит напомнить, для защиты интересов казахстанских международных грузоперевозчиков еще в 2017 году приказом министра по инвестициям и развитию были введены ограничения по перевозкам из третьих стран, в том числе на перецепку.

Но 6 марта 2023 года МИИР дало разрешение на перецепку российским и белорусским грузоперевозчикам, на что казахстанские перевозчики отреагировали неоднозначно. Министр индустрии и инфраструктурного развития Марат Карабаев пояснил на заседании Мажилиса Парламента РК, почему пошли на такой шаг.

«Тут в корне два вопроса стоят – либо наши отечественные перевозчики, либо экономика, которая получает товары: наши предприниматели и производители. Поэтому мы пошли на то, чтобы перецепку разрешить. Но традиционно этот объем был за российскими и белорусскими перевозчиками. В целом во главу угла мы поставили экономику Казахстана», – отметил министр.

Однако у представителей КазАТО свое видение, они не согласны с доводами министра. Так, по словам президента Союза международных автомобильных перевозчиков КазАТО Махсата Сактаганова, на внешней границе Казахстана министерством не в полном объеме ведется контроль за иностранными перевозчиками, тем самым наносится ущерб казахстанским перевозчикам.

Одних продвинуть, других задвинуть 

«Решение МИИР ограничивает возможности казахстанских перевозчиков работать в международных перевозках, так как все грузы из третьих стран будут перевозить российские и белорусские перевозчики. Доставленные грузы из европейских государств находятся на территории Беларуси на транспортных логистических складах, где предпочтение отдается российским и белорусским перевозчикам», – говорит Махсат Сактаганов.

Как сообщили спикеры, с введением взаимных ограничительных мер странами Евросоюза на проезд по своей территории российского и белорусского автотранспорта, на территории Беларуси были созданы и успешно работают транспортно-логистические центры (ТЛЦ), где грузы из стран Европы, доставленные европейскими транспортными компаниями, передаются вместе с полуприцепами белорусским и российским коллегам, которые доставляют этот груз в Казахстан, Центральную и Среднюю Азию.

«Компании с белорусским и российским участием, зарегистрированные в Казахстане, забирали все грузы  с ТЛЦ как казахстанские перевозчики, и доставляли их на территорию Евразийского союза как двусторонние перевозки. При этом они имели двойные доходы. Однако ввозимые грузы – это грузы третьих стран. Таким образом, у белорусских автоперевозчиков была налажена схема перевозки, которая увеличивала их прибыль в два раза», – отметил Сактаганов.

Как известно, Казахстаном заключены двусторонние соглашения о международном автосообщении с 43 государствами. Эти соглашения определяют основные условия осуществления перевозок пассажиров и багажа, грузов в двухстороннем сообщении, а также перевозок из третьих стран и транзитных перевозок на территории государств, подписавших соглашение. Результатом этих соглашений являются иностранные бланки разрешений для международных автоперевозок – ИБР.

В связи со сложной геополитической ситуацией в мире укрепление сотрудничества в области автотранспорта должно получить особую поддержку, ведь международные автомобильные грузовые перевозки играют важную роль в развитии любой страны, но казахстанские перевозчики, осуществляющие международные автоперевозки грузов в страны ЕС, остались за бортом, говорят спикеры.

«Во всем цивилизованным мире в сфере международных автоперевозок внутренним законодательством введутся ограничения по перевозкам из третьих стран, в том числе на перецепку. Если наши власти запретят перецепку белорусским и российским перевозчикам, то это даст возможность нашим автоперевозчикам стать более конкурентоспособными», – убеждены они. 

Международные автоперевозки иностранцев – под флагом Казахстана?

Другой больной вопрос – параллельный импорт. По информации руководителя отдела международных автоперевозок КазАТО Мурата Серимбетова, с 2021 года в Казахстан хлынул большой поток российских бизнесменов, которые до этого работали как совместные предприятия, затем успешно открыли свои компании и зарегистрировали их здесь.

«Перечисляя свои рубли на счета открывшихся компаний, они начали заключать новые контракты на поставку товаров со всего мира, в том числе из Европы в Казахстан с последующим реэкспортом в Россию. Вслед за ними в Казахстан пришли белорусские компании. Подвижной состав таких компаний ставится на учет, и они получают казахстанские государственные номерные знаки и осуществляют международные автоперевозки грузов в европейские страны с использованием иностранных бланков разрешений под флагом Казахстана», – заявил спикер.

Произведя релокацию и регистрацию своих автотранспортных средств в Казахстане, такие компании пользуются услугами белорусских и российских водителей, которые без проблем получили годовые визы в Минске в польском посольстве и осуществляют международные автоперевозки грузов.

Что касается товаров, то оплата таможенных пошлин за ввозимый груз из Европы и других стран мира в Казахстан идет в бюджет Евразийского союза, а НДС оплачивается в местный бюджет. Но при реэкспорте этот НДС идет в зачет компаниям, учредителями которых являются Россия и Беларусь, вывозящие этот товар из Казахстана. Кто выигрывает от этого параллельного импорта?

«К нам пришли российские и белорусские автотранспортные компании и на свои автотранспортные средства получили казахстанские номера, их водители на руках имеют годовые европейские визы. Если сравнить с казахстанскими перевозчиками, то водителям отечественных компаний с казахстанским паспортом выдают в первый раз визу на 45 дней, во второй раз – на три месяца. О шестимесячной визе мы даже не мечтаем. Посольство Польши в Казахстане категорически не выдает визы нашим перевозчикам, поэтому они получают их через посольства прибалтийских стран», – говорит Махсат Сактаганов.

Казахстан находится в составе Евразийского союза, но казахстанские водители с отечественным паспортом по сравнению с водителями, имеющими белорусский паспорт, ущемлены – таково мнение спикеров.

Как справедливо и честно конкурировать с белорусскими и российскими компаниями, пришедшими со своими водителями? Что необходимо для этого сделать?

Эта тема уже обсуждалась в КазАТО. Единственным выходом из положения они видят в обращении к главам европейских государств по введению санкций на автотранспортные средства с VIN-кодом, которые ранее были зарегистрированы в России и Беларуси.

«Также считаем необходимым направить обращение президенту Польши о запрете выдачи виз водителям на территории Беларуси. Пусть они получают их в посольстве Польши в Казахстане, так как работают на казахстанские компании», – завил Сактаганов.

Бланки строгой отчетности уходят подставным фирмам

Другая проблема на сегодняшний день – иностранные бланки разрешения (ИБР) или, как их называют в народе, дозволы.

«Для решения этого вопроса была создана рабочая группа, которую возглавляет вице-министр индустрии и инфраструктурного развития Алмаз Идырысов. МИИР выделило из бюджета 50 млн тенге на создание электронной программы по распределению и выдаче иностранных бланков разрешений. Администратором этой программы является управление контроля на автомобильном транспорте Комитета транспорта МИИР РК. Теперь у нас на рынке дефицит ИБР для казахстанских перевозчиков. Востребованные иностранные бланки разрешения переводятся в дефицит, ставятся в резерв, далее из резерва выдаются подставным фирмам. Понятие «дефицитные» бланки разрешений не регламентировано ни законодательством Казахстана, ни международными договорами», – прокомментировал спикер.

По статистике, которую он привел со ссылкой на инспекцию транспортного контроля, за 2022 год было выдано 107 865 дозволов, а на конец года их оставалось 47 562. Количество квоты обмена по всем странам составило 155 428.

«ИБР – бланк строгой отчетности, за передачу их между собой казахстанским перевозчикам грозит штраф от 20 до 45 МРП», – сказал Сактаганов.

В территориальные органы Комитета транспорта МИИР отечественные грузоперевозчики сдают использованные дозволы с исправлениями наименований компаний и государственных регистрационных номерных знаков и, таким образом, нарушители остаются не привлеченными к административной ответственности», – подчеркнул Мурат Серимбетов.

По словам спикеров, сотрудники инспекции предпочитают скрыть подобные нарушения.

«Здесь присутствует риск коррупции. На сегодня в соцсетях продолжает процветать продажа дозволов по цене от 700 до 3000 долларов США в зависимости от дефицита, и далее они не возвращаются. Ни в одной стране, кроме Казахстана, нет продажи бланков дозвола. Особенно это распространено в Алматы, Шымкенте и Астане. Один и тот же орган получает бланк, он же распределяет, он же выдает, он же обратно принимает и уничтожает. Его никто не контролирует, это большая коррупционная схема», – заявил Сактаганов.

Представители казахстанских транспортных компаний, в том числе руководитель АТП «Иссыкмежавтотранс» Вячеслав Щербань подтвердили в ходе пресс-конференции, что казахстанский рынок перевозок действительно страдает, а бланки дозволов продаются через соцсети. 

«Отечественные компании сейчас не могут выезжать, несут убытки, в доход государства не поступают налоги. Транспортные компании, ранее закупившие современные грузовые автомобили, соответствующие евростандарту, не могут выполнять обязательства по лизингу. Тысячи работников транспортных компаний, занимавшихся международными перевозками, остались без зарплаты, а их семьи – без дохода», – отметил Вячеслав Щербань.

Для решения возникших проблем спикеры предлагают передать функциональные обязанности по распределению иностранных бланков разрешения в КазАТО на основании закона «О саморегулировании». По этому поводу они готовят обращение на имя Президента Токаева, в котором намерены озвучить следующие предложения:  

Первое – преобразовать и изменить состав рабочей группы по выдаче дозволов, исключив из нее представителей самого бизнеса. По мнению КазАТО, действующая сегодня рабочая группа преследует свои личные интересы и лоббирует интересы недобросовестных грузоперевозчиков, манипулируя поправочными коэффициентами распределения и выдачи ИБР, а потому должна состоять только из представителей заинтересованных госорганов, Нацпалаты «Атамекен» и экспертов отраслевых бизнес-ассоциаций.  

Второе – передать функции распределения иностранных бланков в управление автомобильного транспорта КТ МИИР РК с последующей передачей в конкурентную среду в соответствии с законом.

Третье – в целях предотвращения коррупции ввести в КоАП штраф в размере 1000 МРП за утерю, продажу и невозврат ИБР.

Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!