1 апреля исполнилось 95 лет со дня рождения известнейшего советского композитора Нургисы Атабаевича Тлендиева. Герой Великой Отечественной войны, Народный артист СССР, великий композитор, виртуозный музыкант, чуткий руководитель и педагог, чей талант к музыке в шестилетнем возрасте заметил сам Ахмет Жубанов, – это все о нем, о Нургисе Атабаевиче Тлендиеве.
Талант, поразивший ЖубановаРодился Нургиса Тлендиев 1 апреля 1927 года в Алматинской области в поселке Шиликемер в семье уважаемых родителей. Его отец был домбристом и знатоком народных песен, а мать пела и играла на гармони. Мальчику было предопределено судьбой пойти по стопам родителей и посвятить жизнь музыке.
Нургиса рос смышленым и очень активным. Даже бывали случаи, когда его мама, Салиха привязывала ногу мальчика к дереву, чтобы тот ничего не натворил и никуда не сбежал. Энергию ребенка нужно было кудато направлять, потому родители решили научить его играть на домбре. В четыре года ему подарили пианино, Салиха учила сына нотной грамотности. А через два года талант шестилетнего Нургисы признал сам Ахмет Жубанов. В то время композитор искал домбристов для нового Оркестра академических народных инструментов имени Курмангазы. Проходя мимо дома Нургисы, Жубанов услышал звуки домбры. Он поразился виртуозности исполнения и вошел в дом. Увидев ребенка с инструментом, Ахмет Куанович попросил его сыграть еще раз. Известного композитора и Нургису разделяла занавеска – защита от сглаза, на которой настояла Салиха. В конце Жубанов настоятельно рекомендовал мальчику поступить в музыкальное училище. Последовав совету Ахмета Куановича, Салиха отвела сына в училище. Жубанова там не было, а композитор Латиф Хамиди пристроил мальчика в танцевальный класс. Следует отметить, что Нургиса исправно посещал уроки танцевального класса и учился балету до приезда Жубанова, который перевел его в музыкальный класс.
Ахмет Жубанов был для юного музыканта не только наставником, но и взрослым другом, почтение и любовь к которому он пронес через всю свою жизнь.
Тлендиев говорил: «Я обязан ему (Жубанову) тем, кем я стал».
Во время обучения у профессионалов в училище мастерство Тлендиева росло: в двенадцать лет он был назначен концертмейстером оркестра, а в четырнадцать – ассистировал главному дирижеру оркестра. Когда Нургиса выпустился с училища, Жубанов подарил ему домбру, которую позднее Тлендиев назовет именем своей любимой жены Дариги. Домбра была сделана самим мастером Романенко, чьи работы среди казахских музыкантов оцениваются очень высоко.
Приписал два годаВ 1943 году, в возрасте шестнадцати лет, Тлендиев отправляется на фронт. Как истинный патриот, он не может остаться в стороне, несмотря на свой юный возраст, и он приписывает себе два года, как делали это многие подростки во время войны. Тлендиев прошел боевой путь от Курской дуги до взятия Берлина, при этом был несколько раз ранен в боях. Ему были присуждены медали «За отвагу!», «За взятие Берлина» и «За победу в Великой Отечественной войне».
После войны Нургиса всерьез задумался продолжить воинскую службу, но этому помешал Ахмет Жубанов, который даже писал письма начальникам военного округа с просьбой отправить Тлендиева домой. Композитор был уверен, что в послевоенное время, во время острой нехватки одаренных музыкантов, Тлендиев внесет свой вклад в развитие отечественной музыки. И Ахмет Куанович не ошибся…
Главный дирижерВ 1948 году Нургиса поступил в консерваторию имени Курмангазы и проучился на отделении народных инструментов два года, после чего отправился в московскую консерваторию. Тлендиев стал первым казахом, который поступил в это училище. Там он обучался дирижерскому мастерству у советского мэтра Николая Аносова, а практику проходил в Большом театре.
В 1953 году Нургису Атабаевича назначают главным дирижером Казахского театра оперы и балета им. Абая. В то время зрители посещали театр, чтобы насладиться его работами: балетомпоэмой «Ортеке», балетом «Дорогой дружбы» и кантатой «Мой Казахстан».
В 1961 году Тлендиева назначают на должность главного дирижера Казахского государственного академического оркестра народных инструментов имени Курмангазы. Также он был художественным руководителем оркестра. Этот период жизни считается самым плодотворным у композитора: он написал оркестровую поэму «Ата толғау», увертюру «Халық қуанышы» и «Қайрат». А также совместно с уйгурским композитором Куддусом Кужамьяровым Нургиса Атабаевич создавал оперу «Золотые горы», судьба которой сложилась весьма печально. Оперу поставили только один раз, а потом сняли с репертуара из-за темы насильственной коллективизации.
Я написал шедевр!Имя Тлендиева тесно связано с актрисой Даригой Омаровой – на ней он женился во второй раз. Первой женой композитора была Натэлла Саимова, в браке с которой родилась дочь Сауле. С Даригой Нургиса Атабаевич познакомился благодаря режиссеру Абдулле Карсакбаеву. Увидев Даригу в первый раз, Тлендиев попросил своего приятеля Абудуллу познакомить его с ней. Спустя какоето время они вновь встречаются на пикнике, посвященном иностранным гостям киностудии. Под конец мероприятия Нургиса Атабаевич и Дарига остались на природе по причине того, что за ними не приехала машина. Они просидели у реки Алматинка всю ночь, а через некоторое время сыграли свадьбу. Нургиса Атабаевич очень любил Даригу и посвятил ей три произведения: «Ақ құсым», «Куа бол», «Көңілді бикеш». Дарига всегда была рядом и поддерживала мужа во всем. Именно она была первой, кто услышал кюй «Әлқисса». К слову, этот кюй Нургиса Атабаевич написал ночью, как в принципе и многие свои работы. Он разбудил свою жену со словами «Я написал шедевр!». Сначала Дарига возмутилась, но потом согласилась послушать. Пока Тлендиев играл, сна у Дариги не было уже ни в одном глазу, а под конец она расплакалась – настолько глубоко ее тронуло творение мужа.
В 1968 году Нургиса Атабаевич начинает работать на киностудии «Казахфильм» главным редактором музыкального отделения. Он написал музыку к анимационному фильму «Почему у ласточки хвост рожками», кинокартинам «Дыня», «Красная юрта», «Погоня в степи», «Путешествие в детство», «Синий маршрут», «Брат мой», «Эй вы, ковбои!», «Алпамыс идет в школу». А для фильма «Кыз Жібек» Тлендиев написал кюй «Аққу». В те плодотворные годы Нургиса Атабаевич знакомится и заводит дружбу с известным поэтом Мукагали Макатаевым. Композитор пишет музыку на стихи Макатаева, за месяц они в паре записали 32 песни. Самые известные: «Сарыжайлау», «Сәлем саған Жетісу», «Ошақ отың сөнбесін», «Мен сені іздедім».
Смерть Макатаева была тяжелым ударом для Нургисы Атабаевича – от стресса и переживаний он провел несколько месяцев в больнице. Через какоето время в кармане своего пиджака Тлендиев находит записку от Макатаева, где поэт сообщает об обострении своей болезни и просит взглянуть на отредактированный вариант стихотворения «Вспомни обо мне» («Есіңе мені алғайсын»).
Отырар сазыВ 1981 году Динмухамед Ахмедович Кунаев просит Тлендиева возглавить оркестр «Отырар сазы». Этот оркестр очень сильно отличался от тех, с которыми работал раньше композитор – в «Отырар сазы» играли на национальных инструментах казахского народа. Найти музыкантов, которые играли на инструментах, вроде сазсырная и сыбызгы, было довольно сложно, но Нургиса Атабаевич принял предложение Кунаева, собрал оркестр и руководил им до конца жизни. 2 октября 1982 года в здании филармонии Алматы состоялся первый концерт оркестра «Отырар сазы», который имел колоссальный успех – зал аплодировал, стоя. В дальнейшем оркестр гастролировал во Вьетнаме, Северной Корее, Турции, ФРГ.
Нургиса Атабаевич был очень смелым и решительным человеком. Он всегда был готов пожертвовать своими интересами во имя высоких идеалов. Его отличали такие качества как прямолинейность и строгость. Быть может, поэтому когдато он и задумался о карьере военнослужащего?
Нургиса Атабаевич был близок к природе, животным, любил наблюдать за ними. Однажды, прогуливаясь в парке, композитор заметил, как стая ворон напала на маленького воробья. Птичка улетала от ворон, но они догоняли и продолжали клевать ее. Наблюдая за этой картиной, Тлендиев расчувствовался, он говорил о том, что люди порой ведут себя так же жестоко, как и та стая ворон в парке. Придя домой, он написал музыку к песне «Құстар әні».
Одним из самых сильных и бросающих в дрожь произведений Тлендиева была оркестровая поэма «Махамбет», он увлекался исторической литературой, а образ известного воина, героя восстания был близок композитору. Он написал поэму «Махамбет» в память о восстании 1836–1838 годов. Тлендиеву удалось в полной мере передать дух угнетенных, но несломленных казахов, которые продолжали народную борьбу.
Нұраға, как его ласково называли подопечные, скончался в 1998 году. Он похоронен у мавзолея Жамбыла в селе Жамбыл. Незадолго до смерти Нургиса Тлендиев был награжден орденом «Халық Қаhарманы» из рук Президента РК. После смерти Нургисы Атабаевича оркестру «Отырар сазы» было присвоено его имя. С 2009 года главным дирижером оркестра и его художественным руководителем является дочь Нургисы Атабаевича Динара Тлендиева.
Статья опубликована в № 34 от 02.04.2022 газеты «Вечерний Алматы» под заголовком «Жизнь, посвященная музыке».
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!