Ангел с девятого маршрута

Алматинец Алексей Коноплев с детства мечтал стать водителем троллейбуса, и 29 августа будет ровно 34 года, как его желание сбылось.

Фото Кайрата КОНУСПАЕВА
Фото Кайрата КОНУСПАЕВА

Мечта детства

Именно в этот день в 1989 году Алексей Коноплев впервые сел за руль троллейбуса и поехал по любимому и давно знакомому девятому маршруту. Еще бы, ведь прежде чем стать водителем, мальчик Алеша много лет ездил на этом транспорте в школу.

– Я проезжал всего одну остановку, мог бы и пешком пройти, конечно, но троллейбус всегда манил меня. Я с интересом общался с водителями, они меня знали, пускали в кабину и даже давали посидеть рядом с шофером, – вспоминает Алексей Коноплев. – Мне это было очень интересно, я с большим нетерпением ждал каждой поездки, и уже тогда твердо решил, что стану водителем троллейбуса и ездить буду по своему любимому девятому маршруту.

Леша вырос, но мечту свою не оставил, хотя вспоминает, что шансов получить другую, как многие бы сказали сегодня, более престижную профессию было у целеустремленного молодого человека немало. Однако, отслужив в армии и вернувшись домой, Алексей пошел в троллейбусный парк – на этот раз чтобы устроиться на работу. Прошел курсы водителей и отправился в свой первый рейс.

– Многие водители, которые когда-то разрешали мне посидеть рядом с ними в кабине, теперь стали моими коллегами. Это было здорово, они многому меня учили, а теперь уже я передаю свои знания и опыт молодежи, – вспоминает Алексей Коноплев. – Конечно, работа у нас непростая. Не зря говорят: у водителя троллейбуса две дороги – провода и проезжая часть. Обе требуют большой концентрации внимания, надо вести троллейбус и в то же время внимательно следить за ситуацией на дороге, предугадывая маневры других водителей. Очень важно быть на несколько шагов впереди, чтобы не допускать конфликтных ситуаций, столкновения с легковыми автомобилями. Если водитель авто отвечает только за себя, то я – за каждого пассажира, который едет в моем салоне. Довезти их в целости и сохранности – моя главная задача, я бы даже сказал, миссия.

Чистота – залог успеха

Рабочий день водителя троллейбуса начинается в пять утра. Выезд в первый рейс в 5.45, но прежде надо убедиться, что с транспортом все в порядке, в салоне чисто и пассажиры могут чувствовать себя комфортно. Последний рейс заканчивается в 19.35. Понятно, что по такому графику работают не все. Есть, например, рейсы с шести часов утра и до десяти вечера. После завершения последнего рейса троллейбус отправляется на автомойку. Водитель лично следит за его чистотой.

– А как иначе? Троллейбус – это мое лицо, если в салоне грязно или в кабине водителя пыльно, что люди обо мне подумают? – рассуждает Алексей Коноплев. – Я сам слежу за чистотой в салоне, в кабине водителя бардак тоже недопустим. Обязательно проверяю, чтобы все работало как надо, а в салоне приятно пахло. Бывает, когда много людей, меня могут попросить сумки в кабину водителя поставить, а вдруг там пыльно или грязно… Это же безобразие! Что пассажиры будут о нас говорить? Это – репутация и просто уважительное отношение к людям.

 

Водитель бережет время алматинцев и старается не опаздывать, ведь кто-то ждет троллейбус, чтобы доехать до работы или школы, как и он сам когда-то, рассчитывает время. Пассажиры такую заботу ценят и стараются подстраивать время так, чтобы почаще ездить именно с Алексеем Коноплевым, а иногда даже незатейливые презенты ему дарят.

– Одна женщина как-то шоколадку принесла. Сейчас она уже на пенсии, кажется, учительницей работала. Много лет в одно и то же время на моем троллейбусе ездила. У меня постоянных пассажиров много, – рассказывает собеседник.

– Недавно в салон заглянул молодой мужчина, узнал меня, сказал, что в школу часто со мной ездил, а теперь его дети этим же маршрутом до учебного заведения добираются. Мне нравится такая преемственность поколений.

Маршрут жизни

Именно поэтому работа Алексею Коноплеву не надоедает, хотя только за день он делает в среднем кругов пять или пять с половиной. К слову, графики бывают разные. Самый длинный – семь кругов, он начинается в 6.03 и заканчивается в 23.20.

– По своему маршруту я уже могу и с завязанными глазами проехать. Ну и что? Люди-то меняются, а значит, и дорога каждый раз разная. Мне интересно за пассажирами наблюдать, видеть, как меняются поколения, характеры другими становятся, – говорит наш герой. – Заметил, люди гораздо более раздражительными стали, нервными. Иногда могут на пустом месте начать отношения выяснять, однако моя задача – сохранять спокойствие в любой ситуации. Если отвечу хаму – считай, проиграл самому себе. Выдержку сохранять надо. Может, у человека день тяжелый был. Он придет домой, расслабится и забудет об инциденте, а тебе завтра снова на работу и, возможно, опять этого человека везти… Умение сохранять спокойствие в нашей работе почти также важно, как следить за дорогой. Многие водители именно психологически не выдерживают, уходят в другие сферы. А я даже в лихие девяностые родной троллейбусный парк не бросил, хотя было нелегко и предложения поступали разные.

У Алексея Коноплева и правда ангельское терпение. Во всяком случае об этом ему сказала супруга, которая ради интереса время от времени ездит с ним в рейс. Кстати, свою вторую половину наш герой тоже в троллейбусе нашел – Инна Асхатовна на его маршруте кондуктором работала, так и познакомились. Уже 14 лет живут в браке.

– Женился я поздно, все время работе посвящал, так что детей у нас нет, но, несмотря на это, с молодежью много общаюсь. Передаю свой опыт начинающим водителям, в основном говорю, как себя с пассажирами вести. Что касается непосредственно вождения, то сейчас стало существенно легче. В новых троллейбусах все продумано, в салоне водителя есть подогрев или охлаждение сидения, кондиционеры. Скоро, когда все троллейбусы заменят на новые, отпадет проблема с обрывом проводов или отключением электричества. У новых троллейбусов до 60 километров автономного хода, то есть в случае отключения электроэнергии я спокойно смогу довезти своих пассажиров до места назначения.

Несмотря на огромную привязанность к работе, наш герой находит время и на отдых, ведь иначе невозможно восстанавливаться, причем в первую очередь психологически.

– Я работаю по графику два через два (дня). В выходные стараюсь выехать в горы, причем совсем небольшой компанией. Бывает, устаю от общения с пассажирами, и тогда лучший вариант – это горы, баня. Вот уже и расслабился, можно опять к работе возвращаться.

Между тем любовь Алексея Коноплева к троллейбусам не осталась без ответа. За многолетний труд в прошлом году водителю от имени Президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева вручили орден «Құрмет».

Автор Елена СОКОЛОВА

Статья опубликована в №95 от 10.08.2023 газеты «Вечерний Алматы» в рубрике «Ангел с девятого маршрута»

Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!

Ваша реакция?
Нравится 6
Не нравится 1
Смешно 0
Возмутительно 0

Предыдущая статья

Следующая статья

×
$ 443.37  474.49  4.83
Алматы 16°