Белое очарование: зима является одной из любимых тем художников Алматы

Снег в последние годы не слишком частое явление для нашего города, но когда он все же выпадает, живописцы не упускают момента. Они берут этюдники и выходят на пленэр, чтобы ощутить зимнее настроение.

Зимние пейзажи особенно привлекали Жанатая Шарденова. Он писал их в горах, там, где взору предстают седые вершины.

– У него, конечно, есть и летние, и осенние пейзажи, но больше всего – зимняя природа. Одни и те же горы, одно и то же время года, один художник, одна манера письма – Шарденову была присуща пастозная техника, плотный мазок, который накладывался слоями, – а картины получались исключительно непохожими. Это просто потрясающе! Он никогда не повторялся, – ранее делилась с нами искусствовед Гульмира Шалабаева. 

В своем творчестве он не столько отталкивался от природы, сколько от собственных ощущений, которые она ему давала.

Один из зарубежных экспертов как бы в шутку сравнил работы Шарденова с произведениями французского художника XVIII века Жана-Батиста Шардена. Это сравнение было продиктовано не просто созвучием имен, а тем, что оба живописца создавали свои произведения, основываясь на натуральных наблюдениях.

Классикой отечественной живописи стала картина на зимнюю тему еще одного именитого живописца – Абылхана Кастеева «На высокогорном катке». Она была создана в 1955 году.

Художник изобразил стадион с прозрачными ледовыми дорожками, который окружают заснеженные горные вершины. 

Писал зимний пейзаж и корифей отечественной живописи Абрам Черкасский. Впрочем, для своих сюжетов он часто выбирал смену времен года, например, когда зима переходит в весну – холода еще не уступили своих прав, но кроны деревьев под робкими лучами солнца уже освободились от снега.

В работах Черкасского отражена природа регионов, с которыми его связала судьба. Это тихая пастораль его малой родины – украинской глубинки, где будущий художник появился на свет, суровый климат Центрального Казахстана, где он отбывал ссылку, и мягкая зима Алма-Аты – города, ставшего для живописца родным.

Абрама Черкасского своим учителем считал художник Юрий Шнейдерман. Он был живописцем-самоучкой, на занятие изобразительным искусством его вдохновили работы Айвазовского и других классиков живописи. Он прошел войну, обладал богатым жизненным опытом, и тем для творчества у него было множество. Но чтобы развиваться и воплощать свои идеи, нужно было учиться, советоваться с профессио­налами, и Шнейдерман, взяв подборку своих акварелей, в том числе и с зимними сюжетами, отправился к Черкасскому. 

Мэтр одобрил работы тогда еще начинающего художника Шнейдермана.

«Акварель – это непростая живописная техника, чтобы работы смотрелись интересно, их нужно оживить, вдохнуть в них жизнь, и у вас это начинает получаться», – похвалил он Шнейдермана.

Под словом «оживить» Черкас­ский подразумевал детали, формирующие образ. Например, в акварели «В городе зима» Шнейдерман изобразил снег не чисто белым, а с проблесками от солнечных лучей, что помогло ощутить атмосферу ясного морозного дня.

Зимняя тема находит отражение в творчестве алматинского художника Алексея Уткина. Он может часами бродить по городу, делать зарисовки в блокноте или фотографировать на планшет вдохновившие его мгновения, а потом приходит в свою мастерскую и работает.

– Я не могу ответить на вопрос, почему выбираю тот или иной сюжет. Тему мне подсказывает внутренний голос, я пишу от сердца, – делился с нами ранее художник. 

В оживленном и многолюдном мегаполисе он способен отыскать скверы, улицы, переулки, где нет суеты.

Живописца притягивает атмосфера вечернего города, когда мокрый от выпавшего первого снега асфальт переливается в лучах автомобильных фар и уличных фонарей. 

Настроение уютного вечера в его работах создают фигуры обычных горожан, например, парня и девушки, сидящих в городском сквере.

Причем художник никогда не помещает их на передний план, на его картинах люди где-то в сторонке. Вместе с тем именно они создают атмосферу, наполняют город содержанием. 

В работах отечественных художников прослеживается традиция классиков русской живописи, считавших зиму сказочным временем, проявлением безмятежного великолепия природы. 

Статья опубликована в  №3, от 10.01.2023 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Белое очарование".

Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!

Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!

Ваша реакция?
Нравится 0
Не нравится 0
Смешно 0
Возмутительно 0
×
$ 444.22  476.38  4.82
Алматы 10°