Бюджетная дисциплина: ступени роста страны и финансовой службы РК

Бюджетная дисциплина: ступени роста страны и финансовой службы РК

Рахимжан Дильдаев, руководитель Департамента внутреннего государственного аудита по Алматы:

– В этом году Комитет внутреннего государственного аудита Министерства финансов Республики Казахстан с территориальными подразделениями отмечает 30-летний юбилей.

С момента своего существования система финансового контроля неоднократно реформировалась. Указом Президента РК от 17.03.1992 года образован на базе Главного контрольно-ревизионного управления МФ РК Комитет государственного финансового контроля при Кабинете министров Республики Казахстан с территориальными подразделениями, в том числе Управление Комитета государственного финансового контроля при Кабинете министров Республики Казахстан.

В функции управления входил контроль финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций и учреждений независимо от их подчиненности и форм собственности. Мы имеем широкие полномочия по проведению проверок. В тесном контакте с правоохранительными органами добиваемся от объектов аудита рационального и целевого расходования бюджетных средств, соблюдения норм действующего законодательства.

По мере развития и укрепления государства государственный аудит прошел немало преобразований. Обратимся к некоторым этапам в становлении государственного аудита. Согласно Указу Президента Республики Казахстан от 15 июля 1994 г. был образован Государственный комитет финансового контроля РК с территориальными подразделениями на базе упраздняемого Комитета государственного финансового контроля при Кабинете министров РК; Указом Президента РК от 19 октября 1995 г. образован Комитет финансово-валютного контроля при Министерстве финансов РК; в соответствии с постановлением Правительства РК от 21 марта 1997 г. создан Комитет финансового контроля Министерства финансов РК; Указом Президента Республики Казахстан от 30 июня 1998 г. в целях повышения эффективности системы государственного управления, уточнения функций отдельных государственных органов Комитет финансового контроля Министерства финансов РК упразднен с передачей его функций, полномочий Департаменту казначейства Министерства финансов РК; в соответствии с постановлением Правительства от 22 декабря 1999 г. был образован Комитет финансового контроля Министерства финансов РК с реорганизацией Комитета казначейства Министерства финансов РК и передачей их функций в сфере контроля за целевым использованием бюджетных средств вновь образованному комитету; Указом Президента Республики Казахстан от 29 сентября 2004 года и постановлением Правительства РК от 29 октября 2004 года образован Комитет финансового контроля и государственных закупок Министерства финансов РК; постановлением Правительства Республики Казахстан от 24 апреля 2008 года переименован в Комитет финансового контроля МФ РК; постановлением Правительства Республики Казахстан от 3 мая 2016 года переименован в Комитет внутреннего государственного аудита МФ РУК, в том числе в Департамент внутреннего государственного аудита по Алматы КВГА МФ РК.

У истоков образования государственного финансового контроля Казахстана были С. Аимбетов, М.К.  Ауанов, Э. Утепов, Е.Ж. Дербисов; по городу Алматы – Ж.Н. Нурпеисов, М.А. Ракишев, С.Е. Мамаев, А.М.  Ауанов, Е.Т. Мынжасаров.

Анализируя историю становления государственного аудита с разных позиций, можно представить, какой крупный вклад в развитие экономики внесли работники органов финансового контроля. Основой кадрового состава стали бывшие работники финансовых органов, обладающие большим практическим опытом, такие как О.К. Карибаев, Э.Б. Богданова, К.М.  Алемпеисова, С.М. Темирбеков, Н.М. Мурсалимова, Б.Н. Ешмолдаев и многие другие.

Опыт и мудрость ветеранов – лучшие советчики в любом деле, но особенно в вопросах патриотического воспитания молодого поколения. Каждый из них вложил в дело становления развития нашей службы и свой профессиональный опыт, и частичку души. Все ветераны достойны уважения и признательности. Теплые слова благодарности мы адресуем всем ветеранам, которые находятся на заслуженном отдыхе, и тем, кто продолжает трудиться, в том числе и в наших рядах.

Департамент на конкретных фактах показал, что деятельность многих бюджетных организаций и учреждений тесно связана с различными частными компаниями. Но далеко не во всех случаях эти взаимоотношения были прозрачными и чистыми. Нередко выявлялись факты мошенничества и злоупотреблений на крупные суммы, которые искусно скрывались под сделками закупа и продажи товаров, работ и услуг. К тому же значительная часть этих сумм присваивалась и растранжиривалась. Выявлять такие факты было бы невозможно без проведения аудиторских мероприятий работниками органов государственного аудита.

Так, только за 9 месяцев текущего года проведенными Департаментом внутреннего государственного аудита по Алматы аудиторскими мероприятиями выявлено финансовых нарушений при использовании бюджетных средств и активов на более 157,8 млрд тенге. Из которых в государственный бюджет возмещено и восстановлено более 157,6 млрд тенге. 

С принятием Закона РК «О государственных закупках» у финансистов Алматы вдвое возросли функциональные обязанности. За этот период пресечено немало нарушений законодательства о государственных закупках, выявленных кропотливым трудом именно наших работников.

Департаментом внутреннего государственного аудита по городу Алматы в рамках камерального контроля государственных закупок путем сопоставления сведений, полученных из различных источников информации, по деятельности объектов государственного аудита, а также по результатам применения системы управления рисками, осуществленных заказчиками Алматы из 22 987 проверенных процедур в 1530 установлены нарушения на общую сумму 133 818 376 тыс. тенге.

По установленным нарушениям, выявленным по результатам камерального контроля, направлены уведомления об их устранении.

Направленные уведомления на устранение нарушений исполнены в полном объеме путем отмены или пересмотра итогов государственных закупок или внесением изменений и дополнений в проекты конкурсных документаций в рамках их обсуждения. 

По неисполненным в срок уведомлениям составлены протоколы об административных правонарушениях в соответствии со статьей 462 КоАП Республики Казахстан на общую сумму 316 590 тенге, в соответствии со статьей 207 – на общую сумму 3  063 000 тенге. Всего по составленным протоколам взыскано 3 379 590 тенге.

В условиях мировой глобализации большое значение приобретает обеспечение конкурентоспособности нацио­нальной экономики. Одним из главных условий конкурентоспособной и транспарентной экономики является функционирование системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности, соответствующей международным стандартам, которая направлена на упрощение режима финансовой отчетности.

Внедрение МСФО способствует переходу казахстанской экономики на качественно новый уровень развития, когда главными ценностями становятся благоприятный инвестиционный климат, прозрачность финансовой отчетности, открытость, достоверность финансового положения и результатов деятельности компаний. В случае применения МСФО появляются новые финансовые инструменты, в активах отражаются инвестиции и обязательства компаний, контроль над которыми обеспечен непосредственным участием в капитале.

Законодательно установленный переход на МСФО невозможно обеспечить без мониторинга соблюдения требований законодательства о бухгалтерском учете и финансовой отчетности Республики Казахстан. В связи с чем на Комитет финансового контроля МФ РК начиная со второго полугодия 2009 года возложены дополнительные контрольные и реализационные функции в сфере бухгалтерского учета и финансовой отчетности и аудиторской деятельности.

В целях реализации данных функций департаментом проводится мониторинг представляемой в депозитарий финансовой отчетности в части своевременности, полноты и достоверности представления публичными организациями финансовой отчетности, соответствующей МСФО, по результатам которой принимаются соответствующие меры административного воздействия по статьям 250 и 239 КоАП и проводится разъяснительная работа по недопущению нарушений при составлении финансовой отчетности. 

В свете перехода бюджетного планирования на трехлетний бюджет, ориентированный на результат, поменялись и подходы к планированию аудиторских мероприятий департамента. Так, выбор объектов аудита с 2010 года осуществляется через систему управления рисками, что позволило перейти от принципа тотального и сплошного проведения проверок один раз в два года по всем объектам аудита к точечным аудиторским мероприятиям с учетом оценки степени риска того или иного объекта аудита. Это способствовало оптимальному распределению трудовых и человеческих ресурсов, снижению нагрузки на объекты аудита и удельного веса безрезультативных проверок.

Более того, в рамках внедрения Информационной системы «е-Минфин» разрабатывается Информационная система «Система управления рисками – финансовый контроль» (СУР)», которая максимально исключает человеческий фактор при выборе объекта аудита.

Нельзя сравнивать задачи, которые стояли перед органами финансового контроля в 1992–1995 годах, и те, которые поставлены перед нами сегодня. Менялась страна, а вместе с ней и требования к работе нашей службы. Мы работали и развивались вместе со страной.

За 30 лет сделано немало: осуществляются цели и задачи, которые мы ежегодно ставим перед собой, внедряются новые информационные технологии, такие как «Депозитарий финансовой отчетности», Интегрированная автоматизированная информационная система «е-Минфин», Автоматизированная информационная система «Система управления рисками».

Это позволит АСУР функционировать в рамках единой системы управления государственными финансами в части исполнения возложенных на Министерство финансов РК функций, предусматривающих интеграцию всех бизнес-процессов, касающихся финансов, консолидации финансовой отчетности, контроля исполнения бюджета, управления доходами, обязательств, наличности и государственных заимствований.

Также практикуется проведение дистанционного обучения на курсах повышения квалификации работников государственного аудита. С каждым годом прилагается все больше усилий в целях защиты экономических интересов нашего государства, что способствует повышению авторитета работников государственного аудита.

В Департаменте внутреннего государственного аудита по Алматы КВГА МФ РК работают высокопрофессиональные специалисты, ответственные, непримиримые к нарушениям законодательства люди, от компетенции которых зависит пополнение государственного бюджета, что в свою очередь определяет стабильность страны. Ведь развитие экономики нашей страны, социальная стабильность в обществе, эффективное поступление выявленных сумм нарушений в государственный бюджет, повышение финансовой грамотности и культуры населения – все это усердный труд  работников государственного аудита.

К юбилейным датам многие наши работники награждались медалями, почетными грамотами министра финансов РК. Указом Президента РК 20 августа 2020 года юбилейной медалью «К 25-летию Конституции РК» награждены главный специалист отдела по обеспечению деятельности Г.К. Нагуманова, Указом Президента РК 2 декабря 2021 года юбилейной медалью «Қазақстан Тәуелсіздігіне 30 жыл» – руководитель отдела аудита соответствия А.Э. Токаева.

За счет средств работников финансовых органов в 2002 году была издана книга «Финансисты Казахстана», в 2004 году – «Финансисты Алматы», где дается краткий автобиографический путь работников республиканского и местного масштаба, представляющих на сегодня золотой фонд финансовой системы страны. 

Осуществление государственного аудита, несомненно, дисциплинирует исполнение бюджетных программ и упорядочивает работу организаций и хозяйствующих субъектов.

Эффективность деятельности органов финансового контроля была и остается очень высокой. Ежегодно выявляются факты незаконного, нецелевого, неэффективного использования бюджетных средств, сокрытия доходов и другие нарушения. 

Сегодня, оценивая пройденный путь с высоты нынешних дней, можно с уверенностью констатировать, что принятое тогда решение о создании Комитета внутреннего государственного аудита было абсолютно правильным и своевременным. Функционирование ведомства в тот исторический период позволило поставить надежный заслон на пути тех, кто пытался, пользуясь трудностями переходного периода, незаконным путем присвоить материальные блага и денежные средства, принадлежащие народу. Сегодня по праву государственный аудит занимает важное место в обеспечении экономической безопасности страны.

Статья опубликована в  №131–132, от 8.11.2022 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Бюджетная дисциплина".

Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!