Легенды мира балета: интересные факты из жизни Майи Плисецкой

Фото из архива АХУ им. А. Селезнева
Фото из архива АХУ им. А. Селезнева

Вспоминаем факты из биографии выдающейся балерины.

Великая балерина Майя Плисецкая была дружна с казахстанскими коллегами Рамазаном Баповым и Людмилой Рудаковой, тесно сотрудничала с известными французскими балетмейстерами, писателями и модельерами.

Обо всех этих и других интересных фактах из биографии выдающейся балерины рассказал на открытой лекции Дамир Уразымбетов, регалии которого можно долго перечислять:

театральный режиссер, балетмейстер, кандидат искусствоведения, главный редактор первого интернет-журнала Qazaq Ballet Magazine, посвященного хореографическому искусству Казахстана, доцент кафедры арт-менеджмента консерватории имени Курмангазы, главный режиссер Казахстанской национальной федерации клубов ЮНЕСКО.

Лекция о Майе Плисецкой стала частью проекта «Өнер тәрбиесі» – цикла открытых встреч-бесед об истории хореографического искусства, где перед слушателями мир балета предстает в новом свете. 

– Сегодняшняя лекция посвящена Майе Плисецкой как приме-балерине ассолюта (Prima Ballerina Assoluta. – Прим. ред.) неслучайно, в свое время я учился в магистратуре в Петербурге, и у нас было задание написать сценарий. Занимаясь магистерской диссертацией, мне было не до параллельных заданий, и я буквально из-под палки написал сценарий, который назывался «Характер – это и есть судьба» и был посвящен Майе Плисецкой. Я его защитил на отлично, и когда приехал в Казахстан на каникулы, показал коллегам, друзьям, и мне сказали: «Надо писать о Майе Михайловне». Ей как раз должно было исполниться 90 лет. Я зажегся этой идеей и подумал, раз такая работа проведена, то надо ее продолжить. Правда, это была большая наглость, конечно, связаться с великой балериной, но попытки были сделаны, я вышел на многих людей, которые так или иначе помогали мне в сборе материала, и дошел до Михаила Мессерера, ее родного брата Азария Плисецкого, он мне прямо звонил из Швейцарии, очень интеллигентный человек, и мы встречались с Николаем Цискаридзе в Академии русского балета, в чем тоже помогли коллеги. В общем, был проделан большой путь, и я чуть ли не в Мюнхен вылетал, чтобы лично вручить Майе Михайловне сценарий. У нее и ее супруга – выдающегося композитора Родиона Щедрина было три дома: в Москве, Литве и Мюнхене. Там было три симфонических оркестра, с которыми Родион Константинович заключил контракты, и его музыка там широко исполнялась, поэтому они там жили. Когда в Литве должны были передать Майе Михайловне мой сценарий заказным письмом, она в это время была в Москве на какой-то премьере. И когда я вылетал уже в Мюнхен, оказалось, что она была за неделю до этого в Петербурге, я ее каким-то образом прошляпил, а 2 мая 2015 года пришло печальное сообщение, что Майи Михайловны не стало. Она очень любила футбол и пиво, и они с супругом сходили на футбольный матч, затем зашли в бар, а потом она умерла. Одной из последних фраз стал ее ответ на вопрос Родиона Константиновича «Ты меня помнишь?» – «Я тебя обожаю». И в принципе вся ее жизнь прошла под этим девизом, она очень любила свое искусство, профессию и написала несколько книг, которые посвятила рассказу о своем творчестве, своей жизни, встрече с известными людьми. Эта лекция посвящена небольшой части ее жизни, а именно – сотрудничеству с выдающимися личностями, которые так или иначе были связаны с танцами, Парижем и другими городами... У Майи Михайловны жизнь на сцене была большая, она даже в 70 лет и чуть больше танцевала на пуантах. Благодаря именно французам ее творческая жизнь была дольше, чем у других балерин, – сказал, открывая встречу со слушателями, Дамир Уразымбетов. 

Пришедшие на такое интересное культурное событие зрители услышали историю о знакомстве и общении балерины с французскими писателями и Коко Шанель, а также увидели на фотографиях и видеозаписях ее наряды от кутюрье Ива Сен-Лорана и Пьера Кардена, узнали о любимом парфюме Майи Плисецкой – Bandit Robert Pigue, эти духи были выпущены в 1944 году парфюмером Germaine Cellier. И самое главное – были посвящены в историю рождения спектаклей французских балетмейстеров, поставленных специально для Майи Плисецкой. Лекция включила в себя показ редких фотографий, видеозаписей и материалов из личного архива режиссера, соединенных в красочной и эффектной презентации.

– Одним из самых больших и невероятных в жизни Майи Плисецкой было сотрудничество с Пьером Карденом, который создал для нее не только костюмы для спектаклей, но и вне сцены она носила очень много одежды от этого кутюрье. Их дружба длилась около 50 лет. Он создавал для нее костюмы даже тогда, когда не указывали его имя в афишах, этого не разрешалось. Знаменитый кутюрье соглашался на это ради Плисецкой. Он создал костюмы для ряда ее спектаклей и даже для фильмов, среди них «Анна Каренина», «Чайка», «Дама с собачкой». Здесь вы видите демонстрацию мод. Плисецкая в костюмах Пьера Кардена, вот такой фрагмент сохранила для нас архивная съемка, – рассказал Дамир Уразымбетов.

Зрители также увидели фрагмент видео с демонстрацией Майей Плисецкой моделей одежды французских домов моды, где в том числе был показан белый костюм, подаренный балерине самой Коко Шанель. В комплект вошли платье-сарафан из плотного белого шелка и жакет из той же ткани с золотыми пуговицами – по-военному строгий, но женственный и элегантный, как всегда у Шанель.

– Говоря о великих французах, хотелось бы рассказать и о великих казахах. Майя Плисецкая была дружна с нашим выдающимся танцовщиком Рамазаном Баповым, они оба были народными артистами Советского Союза, и Майя Плисецкая говорила ему: «Если бы ты был чуть выше ростом, тогда мы танцевали бы вместе», они общались, переписывались, и я даже знаю, что у Людмилы Георгиевны, супруги Бапова, хранится одно из писем Плисецкой к Рамазану, где обсуждались какие-то их творческие дела. И в конце Майя Михайловна пишет:

«Рамазан, вы говорите, что мы скоро увидимся, а значит, встретимся в классе», потому что он был своим человеком в Большом театре. Он окончил Московскую балетную школу и постоянно гастролировал с артистами Большого театра по миру, в том числе с Майей Плисецкой. На этой фотографии вы видите, что, когда она в 1997 году приезжала с труппой Гедиминаса Таранды в Казахстан, исполняла тогда на сцене Дворца Республики «Умирающего лебедя» Сен-Санса. А на этой фотографии ей подарили наши традиционные национальные украшения и чапан, вот с такой красотой Плисецкая уехала из Казахстана, – резюмировал Дамир Уразымбетов.

Статья опубликована в №41, от 30.03.2023 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Чапан для примы".

Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!

Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!

Ваша реакция?
Нравится 0
Не нравится 0
Смешно 0
Возмутительно 0
×
$ 443.35  475.54  4.82
Алматы 6.6°