Что делать, если близкие вам навязывают свои религиозные взгляды

Что делать, если близкие вам навязывают свои религиозные взгляды

Что делать, если близкие вам навязывают свои религиозные взгляды, рассказали в городском Управлении по делам религий.

Специалисты управления напоминают, что Казахстан – светское государство, в котором высоко ценится одна из основных человеческих свобод – свобода вероисповедания. Гражданин страны может быть последователем любой религии, кроме, разумеется, запрещенных в Казахстане религиозных организаций. Но нередки случаи, когда семья, например родители или муж, начинают навязывать определенные «правила жизни», такие как, к примеру, ношение платка или хиджаба.

С давлением со стороны родственников будущего мужа столкнулась алматинка Сания. Она рассказала, что родители избранника настаивали на том, чтобы она надела хиджаб и жила по законам шариата. Никакие разумные доводы о том, что ношение платка, в принципе, не свойственно для казахстанок, не действовали. Итог: молодые люди расстались.

Другая алматинка – Динара – встречалась с парнем, который по началу не выказывал признаков особой религиозности, но когда они поженились, он резко изменился. Стал читать намаз и оказался ярым приверженцем одного из ответвлений ислама.

– Муж стал заставлять меня читать намаз, надевать платок и мусульманскую одежду, хотя я не хотела этого, – рассказывает девушка. – Более того, он приходил в дом к моим родителям и устраивал скандалы и им, побуждая их читать намаз.

Через некоторое время у пары появился ребенок, но ситуация не стала лучше, мужчина начал распускать руки. В итоге он заявил, что по совету своего имама решил найти себе вторую жену. Это стало последней каплей, Динара подала на развод.

В этих ситуациях женщины смогли отстоять свое право на свободу вероисповедания. Но ведь есть случаи, когда ношение религиозной атрибутики (это, к слову, касается не только ислама) навязывают с самого детства, когда ребенок еще не может анализировать происходящее и критически оценивать ситуацию.

– Если вас заставляют носить хиджаб или паранджу, то можете обратиться за помощью к нам, – говорит психолог Центра консультации и реабилитации при Управлении по делам религий Алматы Бауржан Ахметов. – Наша задача как раз и состоит в том, чтобы объяснять, что в Казахстане религия отделена от государства, что человек в первую очередь должен чувствовать себя частью общества, а не быть чужаком. Также мы работаем и в обратном ключе, объясняем семьям, что хиджаб и борода – это не всегда признак радикализации человека, нужно смотреть глубже, разговаривать, слышать друг друга.

По его словам, проблема в том, что представители деструктивных религиозных течений очень часто при вербовке используют методы давления на психику человека, запугивают его, обвиняют в неверии. И даже одежду (тот же самый хиджаб) используют как инструмент подавления воли. Например, когда в школах запретили носить платок, многие вербовщики восприняли это, как притеснение мусульман, оскорбление исламской веры. Но это далеко не так. Речь ведь идет об общем запрете на какую-либо религиозную атрибутику, будь она православная, буддистская или иудейская. 

В соответствии со статьей Закона РК «Об образовании» родители и иные законные представители обязаны выполнять правила, определенные уставом организации образования, требования, предъявляемые к обязательной школьной форме, установленные уполномоченным органом в области образования и соблюдать форму одежды, установленную в организации образования. Действующее законодательство РК предполагает применение мер административного наказания в отношении родителей, чьи дети не соблюдают школьную форму.

Важно еще раз акцентировать внимание на том, что речь идет не конкретно о хиджабе, а об элементах любой религии в одежде. Поэтому, если ребенка заставляют носить платок, он всегда может сказать об этом педагогам, с матерью и отцом проведут соответствующую беседу, разъяснив действующее законодательство нашей страны.

– Нужно дать ребенку возможность сделать свой осознанный выбор, – говорит юрист Тимур Джапаров. – Дети не могут четко понять, зачем и для чего они носят хиджаб. И родителям необходимо совершенствовать свои знания, изучив юридическую сторону вопроса. Да, запрет на ношение религиозной атрибутики не распространяется за пределы школы, но необходимо понимать, что ребенок, которого заставили носить такую одежду, может, наоборот, в последующем отказаться от этой религии из-за негативных воспоминаний прошлого. Мы живем в светском государстве, которое дает возможность мирно существовать 18 конфессиям.

По словам психолога Бауржана Ахметова, если близкие навязывают определенный стиль религиозного поведения, можно прийти в центр вместе. Чтобы каждая сторона могла высказать свою точку зрения и сесть за стол переговоров. Такая практика зачастую помогает найти общий язык и избежать конфликта. Если же вы чувствуете, что члены вашей семьи стали последователями радикального религиозного течения, то можно обратиться на горячую линию для женщин по телефону +7 701 120 05 03.

По словам религиоведа Елнара Берикбаева, в казахском языке нет даже такого слова «хиджаб» и этот элемент одежды никогда не был традиционным для казашек. Четыре мазхаба ислама говорят о необходимости для женщины закрывать некоторые части тела от посторонних взглядов, но это можно сделать и с помощью обычной одежды.

Статья опубликована в №83, от 13.07.2021 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Свобода мнений".
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!