Дежурный по городу. Транспорт микро-, проблемы макро-

Дежурный по городу. Транспорт микро-,  проблемы макро-

В Алматы 25 ноября состоялась панельная дискуссия на тему «Развитие микромобильного транспорта: проблемы и перспективы».

«Дежурный по городу» принял участие в разговоре на тему: нужны ли нам самокаты и прочие самодвижущиеся одно- и двухколесные изобретения человечества.

Это событие, кстати, первое в нашей стране серьезное обсуждение проблемы экологической замены чадящей выхлопами четырех- и более колесной техники, значилось как «Развитие микромобильного транспорта и его положительное влияние на экологическую ситуацию в крупных городах Казахстана: проблемы и перспективы».

Знаем, что часть нашего алматинского электората с ненавистью и даже злобой относится к велосипедистам и пиццевозам на мотороллерах, летающим по тротуарам. И правильно делает – не место великам и моцикам среди пешеходов. Первые должны быть на велодорожках, а если таковых нет – на проезжей части не далее, чем в метре от бордюра; вторые – только на проезжей части. Но речь сейчас о тех, кто ездит на электросамокатах («электро» – главное в этом слове и технической конструкции). «Благо или зло этот самый персональный микротранспорт?», – вот как ставится сейчас вопрос.

Начнем с предыстории: летом 2021 года в Алматы по инициативе Мейрамбека Абелкасова, основателя компании Jet, была создана «Ассоциация экологичного транспорта», объединившая компании, предоставляющие сервис по аренде самокатов и велосипедов.

Конкуренты объединились!?

Да, так бывает, когда, чтобы не пропасть поодиночке, надо взяться за руки и назваться друзьями.

Стремительный рост приверженцев самокатной езды возвел в высшую степень востребованности это электроподвижное средство.

И вдруг – заявление в Парламенте: надо запретить двухколесные покатушки, так как это – ничто, и ни в одном законе не оговорено, по крайней мере в нашей стране.

А как у них? – заинтересовались всерьез чиновники городского акимата. И оказалось, что примерно с 2017 года европейские страны и США принимают вызовы революции микромобильности и меняют правила дорожного движения и нормативы для частных владельцев самокатов и каршеринговых компаний, выводя этот бизнес из «серой» зоны. А в Казахстане статус водителя самоката до сих пор фактически не определен, на тротуарах царит хаос, растет взаимное недовольство всех участников дорожного движения. «Ассоциация экологичного транспорта» поставила своей целью создать рабочую группу и добиться принятия поправок в закон к началу нового сезона – к марту 2022 года.

При этом лоббисты самокатной революции осознали, по крайней мере об этом было заявлено вслух, что наши недоросли и уже состоявшиеся граждане страдают отсутствием культуры вождения. Вернее, страдают все больше пешеходы и добропорядочные водители от безумства храбрых пилотов о двух колесах. И здесь, как подчеркнули руководители ассоциации, требуется содействие всех участников движения и большая работа СМИ.

Третий вопрос, который подняли инициаторы – это инвестиционная привлекательность индустрии.

Сегодня пошлины на экологичный транспорт непомерно высоки, а из-за отсутствия нормативно-правовой базы инвесторы с опаской вкладывают деньги в этот привлекательный сектор «зеленой» экономики.

И здесь «зеленая» экономика, то есть оздоровление экологического окружения всех нас, в частности в Алматы, – фактор весьма важный, если не сказать главенствующий: хватит дебатировать и препираться, обвиняя в загрязнении воздуха то ТЭЦ, то алматинский автопарк.

Представители «Ассоциации экологичного транспорта» отметили важность микромобильности в разрезе экологии, что особенно актуально для Алматы, а чтобы люди выбирали чистый транспорт, необходимо строить больше велодорожек.

Мейрамбек Абелкасов: «Мы даже по своей тепловой карте видим, что там, где много велодорожек, люди активно пользуются шерингом. Это те, кто не сели в такси на бензине, в личный автомобиль, а воспользовались экологичным самокатом. Будет больше велодорожек, им чаще будут пользоваться горожане, и здесь прямая связь с чистым городом. Углеродный след электросамоката 35–67 граммов на километр в течение всего срока службы. Автомобильный выброс – 200–350 граммов на каждый километр! Вывод: лучше условия для самокатов и велосипедов – чище воздух».

По итогам дискуссии было принято решение о создании рабочей группы, в которую могут войти все желающие.

Мы решили поделиться информацией с участниками страницы «Дежурный по городу» и предложили алматинцам внести свои предложения, чтобы не оказаться завтра с законом, который нам не нужен.

Или, все-таки, нужен?

Вот какие мнения высказали по обозначенной теме самые заинтересованные алматинцы. При этом высветились и совсем неожиданные аспекты проблемы двухколесного транспорта на улицах Алматы. Приводим мнения горожан без купюр:

Valex Boss: «Просто начали делать, как это в принципе у нас всегда, – с другой стороны... Нет бы вначале сделать всю инфраструктуру для экотранспорта, подвести под это необходимую законодательную базу, а потом запускать этот вид транспорта, так мы вначале порушим все, что создавалось десятилетиями, в угоду сезонным, на 3-4 месяца, покатушкам».

Натали Ефремова: «Одни обещания! Лучше бы развивали метро! К нижним районам так и не подвели ветки… Десятилетиями делают то, что в других странах делается за считаные годы…»

Жанар Абдыкалыкова: «Вначале попустительство, потом проблемы и карательные меры. Много таких примеров: праворульки, авто из стран СНГ, самокаты…»

Татьяна Бакиева: «Я не против, чтобы ездили на самокатах. Но только тогда, когда они не будут кататься на тротуарах и бросать их, где попало. Их же не слышно, как они едут, идешь и вдруг рядом проносится ездок на самокате! Шарахаешься в сторону! Стресс зашкаливает!»

Алена Плужникова: «Раз выехал на проезжую часть, значит, стал полноценным участником дорожного движения, отвечаешь наравне с водителями автомобилей. Соответственно, будь готов принять на себя все вытекающие обязанности и последствия: плати дорожный налог, чтоб на эти средства устраивались спецполосы. Почему только автомобилисты этим налогом обложены? А прежде чем выехать на дорогу, отучись в автошколе, чтобы знать ПДД, откатай положенные часы практики, сдай экзамен и – вперед. Уверена, что это остановит многих, ныне летающих по дорогам и тротуарам, как попало, представляя угрозу для окружающих. Пусть все эти двухколесные берут на себя ответственность!»

Галина Свиридова: «Я, как пешеход, однозначно и категорически против всех этих транспортных средств на тротуарах! Всех без исключений! Я хочу ходить по тротуару спокойно, не опасаясь наезда самокатчика!»

Елена Радоснова: «Вот что бы я ввела в школе, так это ПДД, причем с экзаменом и сертификатом, а оценка за экзамен чтобы учитывалась при получении прав, например. Участники движения – мы все, без исключений. И пешеходам тоже нелишне знать правила. Самокаты, думаю, никуда не денутся, и надо договариваться о взаимодействии. А самокатчикам напомнить о том, что их не видно на дороге – ни водителям, ни пешеходам. У них незаметное скоростное движение, и это опасно».

Елена Джамалова: «Правила и только правила смогут навести порядок. А также нужны штрафы, так как большинство участников движения они хорошо стимулируют, чтобы не нарушать ПДД. Было бы правильным абсолютно со всех участников снимать налог».

Рита Мольская: «Правило спешиваться велосипедисту, переходя дорогу, есть, а применения нет. Очень часто как молодые, так и родители с детьми, и люди в возрасте на двухколесном транспорте не спешиваются, а переезжают, нарушая тем самым ПДД. Вот их штрафовать надо в обязательном порядке!»

Юлия Рахманкулова: «Сейчас после 18.00 очень напряженно, особенно когда идешь по тротуару с малышом в коляске и старшим ребенком рядом. Из-за плеча постоянно выскакивают «двухколесные». И чаще всего это доставщики с веселыми коробками на спине. Это для них уплотняют пешеходов и дороги? Приоритет за «доставкой вовремя»? Я полностью против!»

Куралай Мурзабекова: «Я категорически против езды «легкого транспорта» на тротуарах. Ходишь с оглядкой, боишься попасть под колеса. А для любителей такого транспорта внести ответственность. Пока с них нет спроса, не будет порядка. Ничто не мешает зарегистрировать их, выдать номера и пусть отвечают за правонарушения».

Бибинур Сембаева: «Самокаты очень удобны для передвижения. И не влияют негативно на экологию. Мне нравится этот вид транспорта. Даже подумываю пересесть с авто на самокат. Но для них действительно надо дополнительную дорожку или дополнительно ввести поправки в ПДД».

Рустем Амангельды: «Тротуары – только для пешеходов! Велосипеды, самокаты, мопеды и т.п. – на выделенные дорожки! При их отсутствии – на проезжую часть! Конфисковывать брошенные на тротуарах самокаты!».

Булат Жумагалиев: «А когда эти самокаты придут в негодность. Как будут утилизировать аккумуляторы – на свалку? Это точно экологичный транспорт?».

Вот такие неординарные вопросы и мнения всплыли в процессе обсуждения темы микромобильного транспорта на улицах Алматы. Прислушаются ли к гласу жителей мегаполиса чиновники?

ФОТОФАКТ!

Так должно быть?

Так выглядит подземный переход во время осадков на пересечении двух проспектов – Абая и Достык

«Дежурный» стал свидетелем ликвидации затопа 26 ноября около 11.00 – одни рабочие уже уносили помпу для откачки воды, другие сгоняли оставшуюся влагу в стоки. На стенах потеки, вода сочится из-под облицовочной плитки.

Управление городской мобильности города Алматы, это нормально? Так должно быть?
В ответ – тишина…

Статья опубликована в №149, от 07.12.2021 газеты "Вечерний Алматы".
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!