Доля электронной торговли от общего розничного оборота в Казахстане достигла 10%

Источник фото: Рixabay
Источник фото: Рixabay

Она способствует развитию и увеличению объемов внутренней и внешней торговли, безналичных платежей, сокращению издержек бизнеса и минимизации теневого оборота.

Доля электронной торговли в Казахстане существенно выросла: с 2,9% и 3,8% в 2018 и 2019 годах до 9,7% в 2020 году сообщает Vecher.kz со ссылкой на Ranking.kz.

В масштабах мира

Отмечается, что электронная торговля во всем мире развивается ускоренными темпами. Изменчивость мировых и национальных рынков, научный прогресс и внедрение инновационных технологий, а также информатизация и цифровизация общества стали основными драйверами роста сектора.

«Глобальные платежи в интернет-сети набирают обороты из года в год. В 2020 году объем электронной торговли в мире составил $4,3 трлн – на 27,6% больше, чем годом ранее ($3,4 трлн). Вместе с тем растет и доля электронной торговли от общей суммы розничных продаж: в 2020 году показатель достиг 18% (в 2019-м – 13,6%)», – отметили аналитики.

По прогнозам eMarketer, в ближайшие несколько лет позитивная динамика в секторе электронной торговли сохранится. К 2024 году эксперты прогнозируют рост продаж до $6,4 трлн, причем доля составит 21,8% от всей мировой розничной торговли.

«В разрезе стран наиболее развитая система электронной торговли наблюдается в Китае, США, Великобритании, Японии и Южной Корее», – заметили эксперты.

В Казахстане

По мнению исследователей, в Казахстане рынок электронной торговли также стремительно растет. При этом популярным это направление в стране стало относительно недавно. За последние три года доля e-trading в общем объеме розничной торговли заметно выросла, а пандемия COVID-19 только ускорила процесс. Так, если в 2018-2019 годах доля электронной торговли соответственно составляла 2,9% и 3,8%, то уже в 2020 году она выросла почти в 3 раза и достигла 9,7%.

«Введение режима социального дистанцирования, карантин и другие ограничительные меры привели к фундаментальному сдвигу в структуре глобального спроса на онлайн-покупки товаров и оплату услуг, а также к росту использования цифровых инструментов коммуникации и дистанционного потребления», – подметили аналитики.

Также электронная торговля способствует развитию и увеличению объёмов внутренней и внешней торговли, безналичных платежей, сокращению издержек бизнеса и минимизации теневого оборота.

«В 2020 году объем безналичных платежей вырос в 2,4 раза, до 35,3 трлн тенге. Тенденция роста наблюдается и в текущем году: за два месяца 2021 года объем безналичных платежей составил 7,8 трлн тенге, увеличившись более чем в 2 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом доля онлайн-платежей, проведенных посредством интернета и мобильного телефона, составила 82% от общего объема», – констатируют эксперты.

При этом в разрезе международных платежных систем 99,1% всех безналичных транзакций приходится на MasterCard Worldwide и VISA International.

Потребительский и корпоративный секторы

Кроме того, значительный рост объема электронной торговли наблюдается как в сегменте B2C (business-to-consumers, потребительский рынок), так и в сегменте B2B (business-to-business, корпоративный рынок). Это связано с налаживанием инфраструктуры торговых POS-терминалов, выходом на рынки Казахстана Apple Pay и Samsung Pay, стимулированием банками клиентов через бонусы и кешбэки, а также активным использованием безналичной оплаты во всех видах общественного транспорта. Сейчас в стране уже более 108 тыс. торговых предприятий, в которых можно оплачивать товары и услуги безналичным способом.

«Малый и средний бизнес получил множество возможностей для перехода на безналичный режим оплаты. К примеру, сервис международной платежной системы MasterCard – Tap on Phone – позволяет предприятиям малого и среднего бизнеса принимать бесконтактные платежи с помощью смартфона, используя его как терминал. Таким образом предприниматели экономят средства на покупке POS-терминала, а также заметно расширяют клиентскую базу. На данный момент сервис пользуется наибольшим спросом у предприятий фастфуда, розничных магазинов, цветочных бутиков, такси и т. д. Сервис отличается высоким уровнем безопасности – MasterCard является лидером в осуществлении безопасных платежей для продавцов и клиентов», – конкретизируют исследователи.

Казахстанская специфика

Впрочем, в РК сегменты B2B и B2C в электронной торговле все еще развиты слабо. Зачастую распространение электронной торговли B2B замедляется неосведомленностью продавцов и производителей о существовании платформ и принципах работы на них, так и особенностями взаимоотношений с дистрибьюторами.

«В этих условиях возникает вопрос о предоставлении помощи малому бизнесу. В госпрограмме развития торговли РК отмечено, что в целях повышения компетенций предпринимателей в сфере электронной торговли будут проводиться обучающие мероприятия по выходу продавцов на рынок e-commerce», – подчеркнули аналитики.

К примеру, в текущем году в Казахстане запущен бесплатный образовательный проект по стимулированию e-commerce среди МСБ.

«Для предпринимателей проведена серия вебинаров от ведущих независимых экспертов. Организаторы – проект USAID по развитию предпринимательства и бизнес-среды, Фонд развития предпринимательства DAMU, финтех-хаб МФЦА и международная платежная система Mastercard. Серьезное внимание во время вебинаров будет уделено рекламе, цифровому продвижению и безналичным платежам», – подытожили эксперты.

Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!

Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!

Ваша реакция?
Нравится 0
Не нравится 0
Смешно 0
Возмутительно 0
×
$ 448.89  477.93  4.76
Алматы 13.2°