Дороги без опасности: урбанисты считают, что дороги Алматы можно сделать безопаснее

Дороги без опасности: урбанисты считают, что дороги Алматы можно сделать безопаснее

Трагическое ДТП, произошедшее недавно с двумя автобусами в южной столице, привлекло внимание сообщества Urban Forum Kazakhstan. 

Урбанисты, занимающиеся решением проблем развития городской среды, предложили ряд мер, которые могут улучшить ситуацию на дорогах. 

Для начала обратимся к официальным данным Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры РК. Так, с января по сентябрь этого года было зарегистрировано 532 ДТП с участием общественного транспорта (общее число аварий за этот период – около 10 тысяч). 

Главными причинами дорожно-транспортных происшествий с участием общественного транспорта специалисты по планированию городской среды называют человеческий фактор и общую неэффективность работы системы общественного транспорта в Алматы. 

По данным Управления городской мобильности, в Алматы в 2021 году не хватало 800 водителей общественного транспорта. Следовательно, дефицит водителей приводил к переработкам имеющегося персонала, что негативно сказывалось на их здоровье и концентрации внимания. 

Специалист по городскому транспорту сообщества Urban Forum Kazakhstan Роман Барабанов считает, что МВД и Министерству юстиции необходимо изменить регламент выдачи прав. Сделать возможным получение прав нужной категории после 6–7 месяцев обучения на базе сертифицированных организаций. Об этих изменениях профессиональное сообщество просит уже не один год. 

– Сейчас, чтобы стать водителем общественного транспорта, нужно получить все необходимые категории водительских прав до D, а также стаж по ним. Это может занять от пяти лет и более. Кто будет тратить столько времени на получение прав, чтобы стать водителем автобуса или троллейбуса? Единицы. Многих, особенно молодежь, такие условия сразу отталкивают. Они приходят в автопарки или троллейбусные парки, узнают о том, что должны будут учиться в течение пяти лет за свои деньги, разворачиваются и уходят. В результате профессия водителей стареет, многие уходят на пенсию, – комментирует урбанист. 

Необходимо также, по его мнению, создать адекватные условия труда для водителей и технических специалистов в сфере общественного транспорта. Для сохранения кадров и привлечения новых необходима соответствующая инфраструктура. 

По словам эксперта, не продуман отдых водителей между рейсами. На конечных остановках нет оборудованных площадок с комнатами отдыха, чтобы водитель мог поесть, сходить в туалет, принять душ. Зачастую им приходится есть и спать прямо в автобусе, а нужду справлять, где придется. В связи с этим отстойно-разворотные площадки, считает наш собеседник, должны быть оборудованы зданиями с туалетами, душевыми, зонами приема пищи и отдыха, а также необходимы условия для мелкого ремонта подвижного состава. С учетом того, что большая часть водителей – иногородние, то для них необходимо создание адекватных жилищных условий в виде гостиниц. 

Роман Барабанов, говоря о крупных городах, таких как Алматы, отмечает, что нужно отходить от модели, когда вся ставка делается на автобусы. Необходимо развивать сети BRT, скоростных трамваев, которые быстрее и дешевле, чем, к примеру, метро. 

– В крупных городах нужно больше автобусов-гармошек. Они вмещают больше человек, чем стандартные 12-метровые автобусы. То же самое касается троллейбусов. При этом количество водителей требуется меньше, и их нагрузку можно распределить более равномерно. Кроме того, считаем, что необходимо сократить длительность маршрутов автобусов и оптимизировать дублирующие маршруты. Для этого требуется переработка билетного меню и обеспечение бесплатной пересадки, – пояснил урбанист. 

Также, по его мнению, Министерство индустрии и инфраструктурного развития совместно с МВД должны внести изменения в стандарт СТ РК 1412-2017 и отменить ограничения для выделенных полос. 

– В крупных мегаполисах улицы в большинстве своем состоят из четырех и менее полос движения, но при этом на них запрещено создание выделенных полос, которые помогали бы сокращать интервалы движения общественного транспорта, высвобождали подвижной состав, а водители в целом проводили бы меньше времени за рулем, – резюмировал Роман Барабанов. 

Статья опубликована в  №137, от 19.11.2022 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Дороги без опасности".

Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!