Дорожную карту по решению экологических проблем обсудили в Алматы

Дорожную карту по решению экологических проблем обсудили в Алматы

Модернизация источников

Отчетную встречу по исполнению Дорожной карты по итогам 2021 года провел Департамент экологии по городу Алматы. Руководитель департамента Конысбек Байедилов, поприветствовав собравшихся, предоставил слово руководителям городских управлений. 

Напомним, что для комплексного решения экологических проблем Алматы была разработана Дорожная карта и утверждена Пра­вительством РК. В ней преду­смотрены 18 мероприятий по следующим направлениям: снижение выбросов теплоэнерговырабатывающими предприятиями на угле, снижение выбросов домами частного сектора на угле, исключение риска нарушения воздушной циркуляции, озеленение, снижение выбросов автотранспортом. Согласно утвержденной Дорожной карте, исполнение разделов и пунктов было начато с сентября 2020 года и продлилось до декабря 2021-го.

Для снижения экологических проблем в мегаполисе предусматривались перевод на газ ТЭЦ-2 и ТЭЦ-3 (модернизация Алматинской ТЭЦ-2 и ТЭЦ-3 с минимизацией воздействия на окружающую среду), газификация частного сектора и прилегающих к городу районов. Исследование ветрового режима, внесение изменений в Правила архитектурного облика и Генерального плана застройки, увеличение площадей зеленых насаждений, управление транспортным потоком, качество ГСМ, перевод транспорта на компримированный природный газ, широкое использование электротранспорта и другие.

В ходе отчетной встречи выяснилось, что пункт модернизации Алматинской ТЭЦ-2 с минимизацией воздействия на окружающую среду был исполнен, но не в положенные сроки. Так, в настоящее время проведен анализ технических решений, стоимости и сроков реализации проекта по переводу Алматинской ТЭЦ-2 с угля на газ. Проект ТЭО составлен и находится на стадии прохождения государственной экспертизы. После нее будут определены окончательные сроки перевода ТЭЦ-2 на газ.

Не исполнен и находится в работе вопрос модернизации Алматинской ТЭЦ-3. В планах реализация проекта по строительству парогазовых установок (БГУ) мощностью до 450 МВт. В настоящее время ведутся работы по разработке ТЭО со сроком завершения в 2022 году.

В работе находится процесс газификации мегаполиса и прилегающих к городу районов частного сектора. В настоящее время в Алматы насчитывается 1497 негазифицированных жилых домов и 2829 домов, расположенных в дачном массиве. Продолжается работа по кредитованию под ноль процентов с банками второго уровня для подключения социально уязвимых слоев населения к газоснабжению.

Роза ветров

Затянулось и исследование ветрового режима мегаполиса. В частности, городской акимат выделил 179 млн тенге на конкурс научно-исследовательских работ по разработке архитектурно-градостроительных методов для очистки воздушного бассейна города с учетом ветрового режима. Тендер был объявлен 30 сентября. Срок окончания приема заявок – 15 октября текущего года, срок окончания работы – декабрь 2022 года.

Предполагается, что по окончании разработки в действующие правила застройки и проект детальной планировки будут наконец-то внесены соответствующие изменения. А сам проект позволит развить государственную метрологическую сеть станций, уточнить нормативное значение по ряду параметров и другое. Это позволит разработать карту ветрового режима для внесения изменений в генеральный план Алматы, а также рекомендации для градостроительного, архитектурно-строительного проектирования города для обеспечения регулирования ветрового режима в условиях застроенных территорий. По окончании работ будут внесены изменения в правила, генеральный план и проекты детальных планировок.

Специалисты отметили исполнение пункта Дорожной карты по внесению изменений в Правила архитектурного облика. Уже разработан дизайн-код по архитектурному облику Алматы, где учтено внедрение зеленых технологий. Проект правил был разработан Управлением городского планирования и урбанистики, в них также предусмотрена норма по обеспечению градостроительными и архитектурными методами нормативной и естественной проветриваемости территории города, инсоляция и защищенность от шума.

Однако пока не внесены коррективы в генеральный план застройки с учетом ветрового режима. Специалистами была направлена бюджетная заявка на проведение его исследований. 
В настоящее время разрабатывается проект, в котором будет отражаться схема загрязнения города, ветровой режим, шумовые загрязнения и другое.

Инвентаризация и паспортизация

В ходе мероприятия общественники отметили неисполнение пункта Дорожной карты по ужесточению процедуры выдачи разрешений на вырубку деревьев с учетом мнения общественности и корректировки механизма компенсационной вырубки. В настоящее время в целях приведения в соответствие с Типовыми правилами содержания и защиты зеленых насаждений городским управлением «зеленой» экономики разработан проект, в котором предусмотрены пункты по увеличению компенсационных посадок деревьев.

Вместе с тем в настоящее время Комитетом по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК создана рабочая группа по внесению изменений и дополнений в Типовые правила. На сегодняшний день, рабочей группой разработан их проект в новой редакции, предусматривающий множество новых необходимых норм. Они находятся на стадии согласования с государственными органами и будут приняты в ближайшее время.

Также эксперты отметили исполнение карты в части паспортизации зеленых насаждений. Проведенная инвентаризация показывает, что в городе насчитывается 2,6 млн деревьев.

Сформирован реестр зеленых насаждений, в котором на постоянной основе обновляются данные о типах, видовом составе, размере площади, состоянии и расположении зеленых насаждений. На базе ГИС-системы также учтены цветы и кустарники. Данный реестр был разработан на основе опыта Сингапура и Нью-Йорка. На каждое дерево имеется электронный паспорт. Реестр позволяет вести учет качественного и количественного состояния зеленого фонда. Система находится в открытом доступе для всех на официальном сайте и позволяет проводить мониторинг участков для посадок, в том числе и компенсационных.

Частично исполнен план мероприятий по увеличению площадей зеленых насаждений. Так, по данным специалистов, в городе насчитывается 2,633 млн деревьев, фактический зеленый фонд – 1,86 млн (77%), ослабленные – 459 тыс. (23%). При этом деревья можно разделить на три вида: лиственные – 1,8 млн (77%), плодовые – 294 тыс. (14%), хвойные – 189 тыс. (9%).

В 2020 году было высажено 282 тыс. саженцев различных  пород. Общая площадь озеленяемой территории составила 404,11га. С начала текущего года высажено 155 тыс. зеленых насаждений, в целом до конца года планируется высадка еще порядка 350 тыс. До конца 2022 года будет посажено порядка 1 млн зелени. 

Новые парки и автобусы

Продолжается работа по поэтапному запрету на использование городского пассажирского автотранспорта на дизельном топливе. В Алматы работает 21 автобусный парк, обслуживающий 151 маршрут. Задействована 2441 единица общественного транспорта (515 газовых автобусов, 196 троллейбусов, 15 электрических и 1715 дизельных автобусов).

Ежегодно закупаются новые автобусы, в том числе и газовые. 

Кроме того, частным инвестором рассматривается вопрос строительства в 2022 году нового автобусного парка, с закупом до двухсот газовых машин на обслуживание городских маршрутов, с увеличением до 2025 года до пятисот подвижных единиц. Тем самым полный перевод на газовые автобусы планируется поэтапно до 2027 года.

Вместе с тем в городе функционирует шесть автомобильных газонаполнительных компрессорных станций. В рамках инвестиционного проекта ведутся переговоры с АО «КазТрансГаз» по строительству еще двух дополнительных станций. Также с августа 2020 года акиматом Алматы введен запрет на закуп дизельного общественного транспорта.

Подводя итоги встречи, руководитель департамента отметил, что по итогам 2021 года было выявлено, что из всех 18 пунктов Дорожной карты исполнены только 4. 13 пунктов не исполнены, а один рассматривался и посчитался нецелесообразным. 

Статья опубликована в  №11, от 03.02.2022 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Город должен дышать".

Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!