Экспозиция «Величие просветителя» открылась в Алматы

Экспозиция «Величие просветителя» открылась в Алматы
Фото Кайрата КОНУСПАЕВА

Экспозиция «Величие просветителя», посвященная 180-летию Ибрая Алтынсарина, открылась в Алматы.

На выставочных стендах Центрального государственного музея представлены экспонаты, рассказывающие о просветительском пути Ибрая Алтынсарина. Это личные вещи, фотографии, письменные документы и, конечно же, книги, которые были главным спутником педагога-просветителя на протяжении всей его жизни. 



Основу экспозиции составляют материалы, собранные в 1959 году во время экспедиции музейных исследователей на малую родину Ибрая Алтынсарина – в Костанайскую область. 

– Большую ценность представляют письма Ибрая Алтынсарина. Написанные с прекрасным литературным вкусом, они повествуют о его подвижническом педагогическом труде, о том, как он преодолевал бюрократические препоны чиновников, чтобы открыть очередную школу и начать обучать детей грамоте. Ставшее знаменитым «Кел, балалар, оқылық!» было его жизненным девизом. В письмах он подчеркивает, что, обучая других, нужно постоянно совершенствоваться самому, – начал обзор экспозиции куратор выставки, заведующий отделом источниковеденияи рукописей ЦГМ РК Жасулан Белтенов.

Фотографии запечатлели моменты различных этапов биографии Ибрая Алтынсарина, его встречи с учителями, торжественное открытие школ и училищ. К слову, всего при непосредственном участии Ибрая Алтынсарина было открыто 14 учебных заведений, среди них четыре двухклассных центральных русско-казахских училища, одно ремесленное училище, два женских училища, пять волостных школ, два училища для детей русских поселян, учительская школа в Оренбурге.

В этих школах и училищах свое первоначальное образование получили видные представители казахской интеллигенции. В их числе Ахмет Байтурсынов, Ахмед Беремжанов, Мыржакып Дулатов, Назипа Кульжанова, Алдияр Абубакиров, Мухамеджан Сералин, Альжан Байгурин, Габдолгали Балгымбаев и многие другие выдающиеся деятели.

– Школу Ибрай Алтынсарин называл «пружиной образования». Но, как подчеркивал просветитель, учебные заведения можно было открывать только там, где есть хотя бы один учитель, человек, который может обучить детей грамоте, – продолжил куратор выставки. 

Эксперт подчеркнул, что Алтынсарин был требователен к учителям, неустанно повторял, что педагог обязан вести за собой учеников, должен быть всегда подготовленным к занятиям, опрятным. Также Алтынсарин уделял внимание вопросу расширения учительского кругозора, работал над методическими пособиями для учителей.

Наряду с рабочей перепиской в экспозиции представлены письма Ибрая Алтынсарина родным. В них проявляются новые грани личности одного из основоположников светского образования. 

– В переписке с близкими Ибрай Алтынсарин предстает любящим мужем, отцом. Несмотря на большую занятость, он всегда находил время, чтобы уделить внимание родным, – рассказал Жасулан Белтенов.

О семье просветителя мож­но получить представление по фотографиям – его супруги Айганысы, сыновей Абдуллы и Абдрахмана, дочери Шарипы и внучки Нагимы.

В числе центральных экспонатов выставки – личные карманные часы Ибрая Алтынсарина, выпущенные всемирно известным дореволюционным заводом «Павел Буре». Этот раритет в 1989 году подарил музею родственник просветителя Серик Уакбаев.


 – Часы – очень символичная вещь, они тоже добавляют черты к образу Ибрая Алтынсарина. Педагог ценил время. Иногда он говорил, что человек находится в вечном противостоянии со стрелками часов. Поэтому, чтобы все успеть, нужно рассчитывать время, с пользой проводя каждый час, – продолжил куратор выставки. 

По этим часам Ибрай Алтынсарин учил детей разбираться во времени, считая это умение одним из важных в жизни наряду с чтением, письмом и счетом. 

Но все же главными экспонатами выставки служат книги – литературные сборники, составленные Ибраем Алтынсариным, его собственные произведения и переводы. 

Жасулан Белтенов перечислил написанное просветителем. В области образования это два учебных пособия для учащихся русско-казахских школ: «Киргизская (казахская) хрестоматия» и «Начальное руководство к обучению киргизов (казахов) русскому языку». Кроме того, Алтынсарин – автор множества басен: «Клочок ваты», «Кривое дерево», «Чистый родник», «Мать и дитя», «Глупый друг», «Паршивый мальчик», «Кипшак Сейткул», «Польза любознательности», «Садовые деревья», «Целебная трава», «Добрый мальчик», «Как можно разбогатеть», «Жиренше Шешен», «Сын бая и сын бедняка», «Отец и сын», «Кукла и кошка». Всем известны его стихи «Давайте, дети, учиться», «Польза знания», «Река», «Лето» и другие произведения.

Ибрай Алтынсарин создавал хрестоматии и другую учебную литературу не только для детей, но и для взрослых. Он настаивал на том, что, зная свой родной язык, нужно изучать языки и культуру соседей, в частности русский язык.

За свою подвижническую педагогическую деятельность в Казахстане Ибраю Алтынсарину правительством царской России был присвоен чин коллежского советника, а затем статского советника, высоко стоящий в тогдашней иерархии гражданских чинов. Просветитель был удостоен ордена Святого Станислава и Святой Анны III и II степени.

– Сегодня в Казахстане действуют тысячи школ, работают тысячи педагогов. Думаю, не ошибусь, если скажу, что все они являются учениками и последователями Ибрая Алтынсарина. Они никогда не видели просветителя, не общались с ним лично, но его наследие – это та основа, которая позволяет нашим учителям вдохновляться своей благородной профессией – обучению подрастающего поколения, – заключил куратор выставки.

Статья опубликована в №85, от 17.07.2021 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Путь Учителя".
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!