Еркин Тукумов: Послание стало точкой отсчета развития Нового Казахстана

Источник фото: Казахстанский институт стратегических исследований
Источник фото: Казахстанский институт стратегических исследований

Президент четко выделил необходимость и своевременность политических реформ.

Директор Казахстанского института стратегических исследований при Президенте РК Еркин Тукумов прокомментировал Послание Президента Касым-Жомарта Токаева, сообщает Vecher.kz.

«Начну с того, что ожидания от Послания были очень высокими. Это я прочувствовал, когда мы в стенах института провели ряд важных экспертных встреч, социологических исследований, бесед с разными людьми из разных сфер общества. И очень радует, и вселяет большие надежды, что ожидания не просто оправдались, а оказались даже смелее взглядов многих скептиков. Я думаю, и об этом сказал сам Президент, что это свидетельствует о том, что в новой программе реформ был услышан и учтен голос всего общества, что она готовилась с учетом рекомендаций членов НСОД, юристов, политологов, независимых и государственных экспертов, в том числе и КИСИ при Президенте», – отметил Еркин Тукумов. 

По его мнению, очень символично то, что Глава государства выступил с Посланием народу Казахстана перед нашим настоящим, идущим из глубины веков – праздником Наурыз, который ассоциируется с обновлением, началом новой жизни и надежд.

Послание получилось настолько многогранным, что, наверное, каждый найдет для себя что-то важное, и акценты у всех будут разные.

«Для себя я выделил следующие четыре важных пункта. Самый главный месседж, который я услышал сегодня – это то, что Президент четко выделил необходимость и своевременность политических реформ, что без их проведения невозможно ни эффективное экономическое развитие, ни построение гражданского общества, ни в конечном итоге сохранение нашего суверенитета и независимости. Это тот фундамент на котором зиждется успех всех развитых стран мира: инклюзивная политика как предтеча инклюзивной экономики и общества.

В этом смысле Послание Президента РК народу Казахстана стало точкой отсчета Нового Казахстана, поскольку охват новых инициатив и реформ Президента оказывает прямое влияние не только на органы власти, но и на каждого казахстанца в отдельности. Реформы не для реформ, а для общества, для каждого гражданина.

Вторым пунктом очень показательным с точки зрения акцентов стал тезис Главы государства, что в стремительно меняющихся условиях необходимо устранить чрезмерную бюрократизацию, которая серьезно тормозит развитие страны. Президент прямо сказал, что «нужно оперативно реагировать на ситуацию, чиновничий формализм здесь уже недопустимы».

Третьим важным моментом стал тезис о том, что система не должна замыкаться на Президенте, необходима передача полномочий не только в Парламент, и другие центральные органы, но и в регионы. Больше полномочий, инструментов и бюджетов будут предоставляться на местах.

Опыт всего мира показывает, что ни одна власть не может решать проблемы из центра, улавливать все волнующие людей вопросы. А это в основном бытовые вопросы: построить водопровод, проложить в селе дорогу, починить местную школу, привлекать молодых врачей, учителей, создавать рабочие места и т.д. И этим должна заниматься местная власть, даже не на областном, а на районом и сельском уровнях.

Между тем, разрыв между регионами по объему внутреннего регионального продукта уже достиг 10 кратного значения. Сохраняются различия в уровне обеспеченности социальной инфраструктурой. Например, по численности врачей разница между развитыми и отстающими регионами составляет более 3 раз, по числу больничных коек – более 2 раз. В разрезе регионов показатели охвата детей от 1 до 3 лет детскими садами варьируются от 13,9% в г. Алматы до 68,0% в Туркестанской области. Например, в городе Жезказган, которому предстоит стать областным центром, на протяжении 2015-2020 годов отмечалось снижение естественного прироста населения, увеличение показателей миграционной убыли.

Четвертое – это дальнейшая модернизация выборной системы. Как показывает, мировая практика тандем пропорциональной и мажоритарной системы, т.е. применение смешанной модели избирательной системы зачастую оправданна и эффективна. Смешанная избирательная система позволяет: 1) обеспечивать региональную представленность и продвигать интересы регионов; 2) одновременно развивать партийную систему.

Как показывают результаты социологического опроса, проведенного КИСИ при Президенте РК в феврале 2022 года, только 43,7% граждан страны доверяют политическим партиям. По факту политические партии имеют минимальный кредит доверия граждан по сравнению с другими политическими институтами. Но со стороны населения есть запрос на новые политические партии. Почти половина опрошенных - 48,4% - готовы поддержать новую политическую партию, которая сможет предложить конструктивные альтернативы политического и экономического развития страны», – сказал Еркин Тукумов.

Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!

Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!

Ваша реакция?
Нравится 0
Не нравится 0
Смешно 0
Возмутительно 0
×
$ 448.15  483.46  4.86
Алматы 8.2°