Главной целью Казахстана является создание конкурентоспособной нации

Источник фото: сайт Акорды
Источник фото: сайт Акорды

30 лет независимости стали для нашей страны эпохой прогресса.

Глава государства Касым-Жомарт Токаев отметил, что государство проводит большую работу по поддержке молодежи и созданию условий для реализации ее потенциала

В рамках празднования главного национального праздника Vecher.kz продолжает знакомить читателей с ровесниками независимости страны, вносящими лепту в ее укрепление и развитие.

Талгат Килыбаев, стипендиат постдокторской программы КазНПУ имени Абая (PhD, социолог)

«За 30 лет независимости мы достигли многого в разных областях науки. Хотя не мы придумали социальные сети, разработали электромобили или построили самое высокое здание в мире, у нас есть самое главное – стремление. Малыми шагами мы достигаем своей цели в научном мире», – считает Талгат.

Он отметил, что сейчас наша молодежь стажируется и работает в таких гигантах, местах скопления научной мысли, как Google, NASA и другие корпорации.

«Работая в сфере образования, я видел и сейчас вижу, как государство в лице Министерства образования и науки вливает колоссальные финансовые средства в образование и науку. К слову, создание Назарбаев интеллектуальных школ позволило внедрить Кембриджскую систему образования и транслировать ее во все школы республики. А создание современных научных лабораторий в университетах, приглашение зарубежных визитинг-профессоров, реализация программ обмена студентами и многие другие решения позволили нашим вузам подняться на совершенно новый уровень. Да, есть недостатки, да, есть трудности. Однако все эти преграды являются стимулами для дальнейшего развития и совершенствования системы образования», – поделился Талгат Килыбаев

Молодой ученый считает, что Казахстан должен стремиться к уровню развития таких азиатских стран, как Сингапур и Малайзия, котороые являются примером технологического прогресса и научного прорыва. Тем более об этом не раз говорил Елбасы:

«Для этого в нашей суверенной стране есть все: вузы, программы, возможности. Необходимо лишь стремление и понимание того, что ключевым фактором конкурентоспособности страны в будущем станут человеческие ресурсы – человеческий капитал. Двигателем и основной ценностью любого развитого государства на сегодняшний день является образованный, коммуникабельный, высококомпетентный в своей работе человек. Поэтому я считаю, что формирование конурентоспособного индивида должно начинаться со школьной скамьи».

По мнению Талгата, путь к благополучию народа лежит через сильное образование и науку:

«Каким я вижу будущее науки в Казахстане? Во-первых, я думаю и уверен, что наука должна двигаться вместе с бизнесом/работодателем. Зарубежный опыт показывает, что в процесс образования нового специалиста должны быть вовлечены все заинтересованные стороны: студенты, вуз, родители, работодатели. Полученные знания должны реализоваться точно по маршруту. Иначе говоря, побороть тенденцию «работать не по специальности» будет очень сложно. В решении данной проблемы, конечно же, помогут наши ученые, которые должны тесно работать с работодателем, определять, кого именно хочет видеть рынок труда в ближайшие несколько лет.

Во-вторых, необходимо повысить материальное благополучие ученых, которые без оглядки на социальные нужды могли бы работать на все 100%. Отток умов – это проблема не только Казахстана, но и всех развивающихся стран. Одним из факторов удержания перспективных ученых, по моему мнению, является повышение их стабильного заработка».

Будучи молодым ученым, Талгат верит, что в ближайшем будущем Казахстан сможет оказаться в числе стран, обладающих высоким научным потенциалом в ключевых отраслях развития страны. Однако при этом нельзя забывать о своей культуре и духовности. Необходимо наряду с развитием науки и технологий сохранить свой национальный код, как это делают Южная Корея и Япония.

«В современном цифровом обществе, частью которого уже является Казахстан, есть поколение цифровых кочевников (Digital nomads). Это люди, использующие цифровые технологии для выполнения своей профессиональной работы и ведения мобильного образа жизни. Среди них мы – люди, занимающиеся наукой, превратились в цифровых ученых, имеющих возможность выходить в глобальное научное пространство, масштабно мыслить, делиться знаниями и опытом со всем миром. Превращая в реальность цели устойчивого развития ООН, мы должны воспитывать и растить глобального гражданина, который будет думать и переживать не только за свою страну, но и за весь мир», – пожелал в заключение ученый.

Светлана Белоус, старший преподаватель кафедры истории Казахстана имени академикаСадыкова, PhD (доктор философии по специальности «История») КазНПУимени Абая

«Сегодня все историки страны зинтересованы в том, чтобы суметь создать фундаментальные исторические труды и дать профессиональную оценку прошлому нашего государства. Наша задача ‒ пересмотреть многие вехи, изучить «белые пятна» в истории Казахстана и дать им объективную оценку с точки зрения современных подходов. Сегодня как никогда актуально формирование исторического сознания граждан. Именно на этом сделал акцент Глава государства в своей статье «Независимость превыше всего», – рассказала Светлана.

Она поделилась, что ее заинтересовало направление устной истории (oral history), которым она сегодня активно занимается в рамках деятельности центра «Айтылған тарих»:

«Поворот к человеку в исторических исследованиях обеспечивается во многом благодаря инструментарию устной истории. Устная история предлагает новые подходы в исследовании прошлого – через изучение массового и индивидуального исторического сознания населения, механизмов исторической памяти. Сегодня это направление очень актуально, мы можем это наблюдать, обратившись к тому, как много сегодня публикуется интервью самых разных вариаций».

Огромное удовлетворение от работы Светлана получает, когда видит живой интерес детей, их стремление что-то узнать, причем узнать гораздо больше, чем это предполагает учебная программа. Она считает, что именно за такими ребятами будущее нашей страны.

«Для меня очень важно и символично, что сегодня я работаю в первом педагогическом вузе страны, поскольку преподавание считаю делом всей своей жизни. Думаю, студентам нравится со мной работать, я с ними «разговарию на их языке». Это, конечно, не значит, что стоит использовать молодежный сленг, но нужно доносить информацию и точно знать, что тебя поняли. Сегодня формируется такая образовательная среда, в которой процесс обучения упрощется, нет четкой границы, которая затрудняет установление контакта. Я стараюсь работать индивидуально с каждым студентом, раскрываю его потенциал, формирую необходимые для жизни навыки через призму истории», – поделилась преподаватель.

В ее понимании современные ученики и студенты во многом отличаются от предыдущих поколений: они амбициозны, открыты всему новому и не боятся поражений. Задача педогогов, считает Светлана, разжечь это стремление еще больше, не только привить интерес к знаниям, но и направить всю их энергию и потенциал в благоразумное русло.

«Важным направлением моей деятельности стала научная работа. За время обучения и работы в КазНПУ имени Абая мне удалось поработать над пятью проектами. В двух из них я была нучным руководителем, в трех ‒ исполнителем.

За что я действительно очень люблю свою работу, так это за свободу творчества. Мою ежедневную деятельность сложно назвать рутиной. Это тот случай, когда ты постоянно вовлечен в самые разные формы работы и все они без исключения доставляют тебе радость. Это может быть выступление на конференции, подготовка к занятию в библиотеке, обсуждение со студентами актуальных историографических направлений или же просто исторического события, описанного в художественном произведении. Я могу принимать участие в конкурсах, заниматься написанием статей, участвовать в вебинарах и т. д.», – откровенничает Светлана.

Она уверена, что сегодня быть молодым преподавателем истории невероятно увлекательно. Светлана стремится быть педагогом новой формации, которого не боятся учащиеся, к которому тянутся за знаниями. Девушка призналась, что хотела бы изжить стереотип о том, что преподватель – это скучный, занудный и вечно уставший заложник своей работы. Модернизация общественного сознания проявляется прежде всего через свободу мыслить и возможность реализовывать себя:

«На мой взгляд, мы должны стремиться к освоению новых технологий – эффективных инструментов, помогающих создать школу и вуз будущего. Сегодня осуществляется активный переход на онлайн-формат, появилось большое количество всевозможных платформ, что в моей сфере проявилось в значительной степени, поскольку нужно идти в ногу со временем. Я провожу открытые онлайн-лекции, стараюсь регулярно делать публикации в своем Instagram и на странице Facebook, создала свой YouTube канал с видеоконтентом об обучении и науке как стиле жизни. В публикациях я затрагиваю вопросы исторической науки, литературы и искусства. Делюсь полезными лайфхаками для подготовки к ЕНТ по истории и обществознанию».

По мнению молодого преподавателя, сегодня молодому поколению дано столько возможностей, что просто глупо их не использовать. Главное, считает она, верить в себя, помнить о поддержке близких людей и всегда стремиться вперед, ставить перед собой новые цели. Постоянная работа над собой обязательно рано или поздно даст свои плоды.

Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!

Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!

Ваша реакция?
Нравится 0
Не нравится 0
Смешно 0
Возмутительно 0
×
$ 451.31  487.32  4.9
Алматы -7°