Голос в бронзе: в памятнике Розе Баглановой нашло отражение ее творческое и человеческое дарование

Голос в бронзе: в памятнике Розе Баглановой нашло отражение ее творческое и человеческое дарование

В этом году исполнилось 100 лет со дня рождения Розы Баглановой. В честь юбилейной даты в апреле был открыт памятник народной артистке СССР.

Монументальная скульптура из бронзы и гранита высотой 4,8 метра установлена в Медеуском районе. Она расположилась перед зданием Казахской государственной филармонии имени Жамбыла, на сцене которой Роза Багланова выступала с 1949 по 1960 год. Авторами памятника выступили скульпторы Газиз Ешкенов, Айдар Жамахан, Азамат Кабыл и Улагат Акжолтай.

Мы побеседовали с одним из авторов памятника, выпускником Московского государственного академического художественного института имени В. И. Сурикова Улагатом Акжолтаем о том, как творческий коллектив работал над проектом и какие решения были воплощены в бронзе.

– Расскажите о творческом союзе – Ешкенов, Жамахан, Кабыл, Акжолтай, где можно увидеть произведения, созданные вами в соавторстве?

– Наша группа существует давно. Первоначально она была творческим дуэтом, состоявшим из руководителя Газиза Ешкенова и Айдара Жамахана. В 2018 году к своим коллегам присоединился я. На счету коллектива такие скульптурные работы, как памятник «Жошы хан» в Улытау (Жезказган), скульптурная композиция «Семь граней степи» в Туркестане, рельеф «Мирное время» на станции метро «Бауыржан Момышулы» в Алматы и, как вы знаете, памятник Розе Баглановой в южной столице. Что же касается еще одного нашего коллеги Азамата Кабыла, то он подключился к нам для работы над этим конкретным проектом. Всего же над творческой и технической частями работали восемь человек.

– Когда и как вы приняли решение участвовать в конкурсе на лучший проект памятника?

– Решение участвовать было принято практически сразу после того, как мы увидели объявление о конкурсе. Идея заинтересовала всех троих, и с благословения нашего руководителя Газиза Ешкенова мы включились в работу. Я считаю, что наше единодушное решение участвовать в конкурсе было закономерным, ведь создание образа Розы Баглановой не может не вдохновить любого творческого человека.

 – С чего началась работа над памятником?

– Всякий творческий проект начинается с идеи. Мы устраивали мозговой штурм, делились мыслями, что-то оставляли, от чего-то отказывались, к чему-то возвращались. Многие идеи исходили от двух моих коллег, потому что они обладают большим опытом, чем я. К слову, задача заключалась в том, чтобы создать образ, любимый народом, передать характер певицы, чей голос покорял слушателей не только в Казахстане, но и далеко за его пределами. Роза Тажибаевна стала олицетворением женской красоты, обаяния. Вместе с тем она была очень стойким человеком, выступала перед бойцами на передовой в годы войны. Все это мы хотели отразить в памятнике.

– Вы проводили какую-то исследовательскую работу на этапе идеи?

– Мы просмотрели немало кадров хроники, фотографий, каждый наш день начинался с того, что мы слушали песни в исполнении Розы Тажибаевны, которые придавали нам энергии. Одним словом, изучали всю информацию, которую только можно было найти. И здесь было важно не только вникнуть в детали биографии певицы, но и проникнуться духом ее творчества.

– Вы встречались с родными певицы?

– Да, конечно, это была неотъемлемая часть подготовительного процесса и всей работы в целом. Мы много разговаривали с Таженом, сыном Розы Баглановой, и ее невесткой Марал, которая была ей как дочь. Эти встречи, совместный просмотр фотографий очень помогли нам.

Родные певицы смогли рассказать нам о важных чертах ее характера, раскрыли нашу героиню как человека. Мы вслушивались в каждую фразу, собирая факты в нашу творческую копилку, могли буквально вцепиться во что-то очень важное для нас, просили Тажена и Марал подробнее пересказать ту или иную историю. Фактически перед нами прошла вся жизнь певицы с ее творческим становлением, воистину героическими военными годами и, конечно же, песней «Ах, Самара-городок», звучавшей в исполнении Баглановой буквально из всех радиоприемников СССР. Когда все это улеглось в сознании, мы стали работать. За основу образа было взято несколько фотографий. Один из снимков стал ключевым: певица выступает в своем хорошо узнаваемом образе.

 – Вы знакомили родных Розы Тажибаевны с этапами создания памятника? Кто курировал процесс работы?

– В состав экспертной группы входили представители Управления культуры города и Союза художников республики. Они знакомились с каждым этапом нашей работы, советовались с родными певицы, давали нам рекомендации. Надо сказать, что мы воспринимали Тажена-ага и Марал нашими главными критиками. Очень волновались, когда они оценивали проделанную нами работу, ощущали себя словно на экзамене. Но, к радости, они одобрили нашу идею, им понравились первоначальные эскизы, и потом в процессе работы также высказывали одобрение. Нам было это важно: их положительные оценки означали, что мы движемся в верном направлении.

– Трудно ли работать над проектом в группе?

– Монументальная скульптура – это очень непростое дело, впрочем, как и любое творчество. Поэтому, когда над проектом работают несколько человек, это идет только на пользу делу. Здесь вступает в силу правило: больше людей – больше идей.

– Чем лично вас покорил образ Розы Баглановой?

– Роза Тажибаевна меня покорила всем – начиная от своего прекрасного редкого голоса и заканчивая фронтовой доблестью. Она была очень живым, обаятельным человеком, певицей, которая своим голосом дарила людям радость, приносила им счастье. Все это мы стремились отразить в нашей работе.

Статья опубликована в  №72, от 25.06.2022 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Голос в бронзе".

Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!